Самозанятым хотят дать право использовать коммерческие обозначения. Насколько это поможет им стать полноценными участниками экономических отношений?

| статьи | печать

В Госдуму внесен законопроект с поправками1 в п. 3 ст. 1027, п. 1 ст. 1538 ГК РФ, которые позволят самозанятым гражданам регистрировать коммерческие обозначения и заключать договоры коммерческой концессии. Опрошенные «ЭЖ-Юристом» эксперты оценили инициативу, которая позволит защитить бренд самозанятого, но обратили внимание на несколько важных моментов, связанных с самим статусом самозанятых.


1 Законопроект № 823006-8.

Комментарий эксперта

Законопроект предлагает изменения, позволяющие гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП (самозанятым), использовать в своей деятельности коммерческое обозначение. Это является логическим продолжением положений ГК РФ, разрешающих регистрацию товарных знаков на имя физических лиц, вступивших в силу в 2023 г.

Однако право на коммерческое обозначение приобретут не все граждане, а только те, что осуществляют законную предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП. Предложенное законопроектом ограничение субъектного состава представляется абсолютно обоснованным и разумным, поскольку оно соответствует самой правовой природе коммерческого обозначения как средства индивидуализации, использование которого возможно именно в предпринимательской сфере.

При этом коммерческое обозначение как одно из средств индивидуализации товаров и услуг обладает преимуществом перед товарными знаками. В отличие от товарных знаков оно не требует достаточно длительной и финансово затратной процедуры государственной регистрации, так как право на коммерческое обозначение возникает с момента начала его фактического использования.

Кроме того, в отличие от товарных знаков, которые регистрируются в отношении конкретного перечня товаров и услуг, право на коммерческое обозначение таким перечнем не ограничивается. Следовательно, в случае расширения или смены сферы деятельности гражданина — правообладателя коммерческого обозначения не потребуется каких-либо дополнительных затрат на расширение правовой охраны коммерческого обозначения.

Указанные особенности делают коммерческое обозначение крайне выгодным и удобным средством индивидуализации именно для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку по сравнению с юридическими лицами они чаще ограничены в финансовых возможностях, особенно на начальных этапах своей деятельности, когда регистрация прав на товарный знак, особенно с учетом недавнего повышения патентных пошлин, доступна далеко не всем. Приобретение же права на коммерческое обозначение как средство индивидуализации делает такого предпринимателя более конкурентоспособным в соответствующей среде.

Стоит при этом отметить, что при всех вышеназванных преимуществах коммерческого обозначения перед товарными знаками его правовая охрана может быть прекращена в связи с неиспользованием раньше, чем регистрация товарного знака. Так, согласно ст. 1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года, тогда как для товарных знаков установлен более длительный срок неиспользования — три года и судебный порядок для досрочного прекращения в связи с неиспользованием. Данные обстоятельства должны учитываться правообладателями при выборе коммерческого обозначения и его использовании.

В целом предлагаемые изменения в ст. 1538 ГК РФ можно оценить положительно как направленные на предоставление дополнительных инструментов защиты и продвижения своих товаров/услуг гражданам, осуществляющим деятельность без регистрации ИП, то есть субъектам малого бизнеса, которые зачастую нуждаются в дополнительной поддержке.

Комментарий эксперта

В настоящий момент на практике может складываться ситуация, когда гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве самозанятого и использует при этом определенное обозначение, которое отвечает всем признакам коммерческого обозначения, указанным в п. 1 ст. 1539 ГК РФ, а именно обладает достаточными различительными признаками, и его применение лицом для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Являясь, по сути, обладателем коммерческого обозначения, самозанятый гражданин, согласно действующему законодательству, не признается его правообладателем, а следовательно, не может защитить принадлежащее ему право в случае его нарушения и не может распоряжаться исключительными правами на него, поскольку в п. 1 ст. 1538 ГК РФ четко обозначены лица, которым может принадлежать исключительное право на коммерческое обозначение — юридические лица и ИП.

После принятия предлагаемых изменений в ст. 1538 ГК РФ названная проблема будет решена, поскольку законодатель официально дает самозанятым гражданам возможность являться полноценными правообладателями коммерческих обозначений со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Предлагаемые изменения направлены на развитие предпринимательской деятельности самозанятыми гражданами и дают им дополнительные гарантии в области их интеллектуальных прав, которые способствуют ведению бизнеса.

Внесение изменений в п. 3 ст. 1027 ГК РФ корреспондирует как с предлагаемыми изменениями п. 1 ст. 1538 ГК РФ, так и с ранее введенными изменениями, предоставившими право гражданам являться обладателями исключительного права на товарный знак.

Расширяя границы исключительного права на средства индивидуализации, в частности на товарные знаки и коммерческие обозначения, законодатель должен скорректировать и иные правовые конструкции, непосредственно сопутствующие распоряжению лицами своими исключительными правами.

Предоставление самозанятым гражданам возможности обладать исключительным правом на коммерческое обозначение и являться стороной договора коммерческой концессии позволяет интегрировать их в рыночные отношения и сделать их полноценными участниками экономических отношений.

Комментарий эксперта

Нельзя не отметить, что новеллы являются попыткой урегулировать законодательные пробелы, связанные с участием в предпринимательской деятельности самозанятых граждан. Тем не менее стоит обратить внимание на следующее.

У самозанятого могут возникнуть трудности с защитой права на коммерческое обозначение в судебном порядке, предусматривающем необходимость сбора большого количества доказательств.

Данное обстоятельство может быть финансово обременительно.

Кроме того, режим самозанятости является правовым экспериментом, применяющимся исключительно в определенных сферах, которые объединены тем, что предполагают личное участие гражданина в оказании услуг. Эксперимент действует до 31.12.2028 (но не исключено и его продление).

При этом режим самозанятости исключает создание предприятия и привлечение работников по трудовому договору. Наконец, самозанятый также может в силу определенных причин утратить свой статус — законопроект не регулирует последствия утраты такого статуса.

Все это может сказаться на возможностях самозанятого исполнять обязательства по договору коммерческой концессии. Таким образом, представляется, что поправки нуждаются в более глубоком учете особенностей статуса самозанятого.

Комментарий эксперта

Потребность в таких изменениях может обуславливаться двумя моментами. С одной стороны, если говорить о принадлежности права на коммерческое обозначение физическому лицу, это может иметь смысл. Например, в той же ситуации о нарушении прав условного самозанятого «патентным троллем», который зарегистрировал одноименное наименование в качестве товарного знака раньше законного обладателя.

В подобной ситуации может оказаться физическое лицо, «раскрутившее» личный бренд, но вопросом товарного знака не озадачившееся и требующее защиты. И если принимать во внимание определение предприятия согласно ст. 132 ГК РФ, то предприятие у самозанятого вполне может быть, например: арендуемая мастерская и компоненты для изделий или даже совокупность методических материалов, помещения и компьютера, при помощи которого репетитор ведет занятия удаленно. В этом случае изменение, на мой взгляд, оправданно.

А что можно сказать про изменения в положения о договоре коммерческой концессии (франшизы)? Как правило, правообладателю франшизы чаще всего требуются наемные управленцы, которые будут погружены в «операционку» франчайзи, а пользователю-франчайзи, в свою очередь, — свободные руки, чтобы вести бизнес, иные работники. Поэтому для самозанятых это не подходит, так как для них возможность найма не предусмотрена, иначе они просто не смогут воспользоваться предусмотренным для них налоговым режимом.

Комментарий эксперта

В настоящее время правообладателями коммерческих обозначений могут выступать только юридические лица и ИП (п. 1 ст. 1538 ГК РФ). При этом судебная практика допускает наличие нескольких со-правообладателей коммерческих обозначений в случаях совместного осуществления коммерческой деятельности с его использованием (см. постановление СИП от 27.10.2015 по делу № А60-934/2015; решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2023 по делу № А40-71701/23–51-567).

Однако за рамками действующего регулирования остались граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, например самозанятые.

Как следствие, формально такие граждане, не будучи зарегистрированы в качестве ИП, не могут быть правообладателями коммерческих обозначений, а также не могут выступать в качестве сторон договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ) и наследовать коммерческое обозначение (абз. 2 п. 85 постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9). При этом законодательство о защите конкуренции уже сейчас дает этим субъектам защиту, в том числе позволяет им предъявлять требования о пресечении действий недобросовестных конкурентов на основании ст. 10bis Парижской конвенции.

Предлагаемые поправки смогут закрыть образовавшийся в законодательстве пробел, добавив граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, в перечень возможных правообладателей коммерческих обозначений.

Отдельного внимания заслуживают поправки в п. 3 ст. 1027 ГК РФ. Актуальная редакция данной нормы прямо указывает, что стороны договора коммерческой концессии — коммерческие организации и ИП. Как представляется, данное законоположение идет вразрез с общей тенденцией по расширению возможностей граждан (включая самозанятых) участвовать в предпринимательской деятельности с использованием средств индивидуализации, ранее доступных исключительно юридическим лицам и ИП (например, товарные знаки и знаки обслуживания).

Таким образом, предлагаемые поправки призваны не только гармонизировать положения антимонопольного законодательства (которое уже сейчас позволяет гражданам без образования юридического лица или регистрации в качестве ИП защищать свои права) и гражданского законодательства, но и унифицировать разрозненные положения ГК РФ.