Минтруд России хочет скорректировать один из индикаторов риска возможных нарушений трудового законодательства, связанный с увеличением количества несчастных случаев на производстве. А в Госдуму внесен законопроект № 812971-8, направленный на устранение правовой неопределенности в понятии «отпуск», содержащемся в ст. 107 ТК РФ.
Корректировка индикатора риска
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден приказом Минтруда России от 30.11.2021 № 838н (далее — Перечень). Эти индикаторы указывают не на само нарушение, а на его вероятность, и их наличие может служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.
Совсем недавно в Перечень приказом Минтруда России от 28.11.2024 № 640н были внесены изменения, которые действуют с 6 января 2025 г. В частности, были скорректированы индикаторы риска, касающиеся уровня оплаты труда (п. 5 Перечня) и отсутствия снижения численности работников при условии сокращения фонда оплаты труда (п. 6 Перечня). Кроме того, были добавлены два новых индикатора, затрагивающих взаимодействие с самозанятыми (п. 8 Перечня) и снижение зарплаты у работников медицинской организации (п. 9 Перечня). Подробнее об этих изменениях см. «ЭЖ-Бухгалтер» № 39, 2024.
Теперь Минтруд России планирует скорректировать индикатор риска, приведенный в п. 3 Перечня. Он касается увеличения количества несчастных случаев на производстве с легкими последствиями, произошедших за квартал, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Действующая редакция данной нормы предусматривает следующую градацию учета числа несчастных случаев в зависимости от среднесписочной численности работников:
-
у работодателей, среднесписочная численность которых составляет менее 50 чел., учитывается увеличение несчастных случаев на три и более;
-
у работодателей, среднесписочная численность которых составляет от 50 до 99 чел., — на четыре и более;
-
у работодателей, среднесписочная численность которых составляет 100 чел. и более, — на пять и более.
Минтруд России хочет установить более мелкую градацию. Планируется, что у работодателей со среднесписочной численностью:
-
не более 50 чел. будет учитываться увеличение несчастных случаев на производстве с легкими последствиями на два и более;
-
от 50 до 100 чел. включительно — на три и более;
-
свыше 100 до 500 чел. включительно — на четыре и более;
-
свыше 500 до 1000 чел. включительно — на пять и более;
-
свыше 1000 до 5000 чел. включительно — на шесть и более;
-
свыше 5000 до 10 000 чел. включительно — на семь и более;
-
свыше 10 000 чел. — на восемь и более.
Как видите, предлагаемые изменения негативно повлияют на компании с численностью работников до 500 чел. Ведь у них риск будет возникать при меньшем увеличении количества несчастных случаев. А вот для более крупных компаний с численностью свыше 1000 чел. изменения носят благоприятный характер.
Отпуска
В статье 107 ТК РФ перечислены виды времени отдыха, к которым, в частности, отнесены отпуска. При этом понятие «отпуск» используется в указанной статье без дополнительной конкретизации и пояснений, что нередко приводит к судебным разбирательствам.
Дело в том, что в ТК РФ к отпускам относится не только время, предоставляемое собственно для отдыха, но и освобождение от работы в связи с беременностью и родами, усыновлением ребенка, для ухода за ребенком, отпуск работникам, совмещающим работу с обучением (учебный отпуск).
Однако ни отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком, ни учебный отпуск временем отдыха по сути не являются, а представляют собой гарантии работникам.
Так, Верховный суд РФ в Определении от 03.10.2013 № АПЛ13-389 и решении от 23.05.2013 № АКПИ13-407 указал, что отпуска по уходу за ребенком являются особыми видами отпусков, которые регулируются нормами главы 41 ТК РФ и не относятся к видам отпусков, перечисленных в ст. 114—119 ТК РФ, отнесенных ст. 107 ТК РФ к видам времени отдыха.
Кроме того, существует судебная практика по вопросу включения либо невключения отпуска по уходу за ребенком в пятилетний период исполнения трудовых обязанностей с целью получения единовременной компенсационной выплаты по программам «Земский доктор», «Земский фельдшер» (определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2024 по делу № 88-6999/2024, Свердловского областного суда от 15.11.2023 по делу № 33-17966/2023). Дело в том, что участники программ заключают договор о предоставлении единовременной выплаты с медицинской организацией субъекта РФ и принимают на себя обязательство проработать в ней не менее пяти лет при условии продления договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст. 106 и 107 ТК РФ).
Таким образом, крайне важно закрепить в ст. 107 ТК РФ, какие именно отпуска относятся к видам времени отдыха. С этой целью предлагается заменить в ст. 107 ТК РФ понятие «отпуска» на «отпуска, предусмотренные главой 19 настоящего Кодекса».