В последние годы можно наблюдать за тем, как государство целенаправленно стремится контролировать нелегальный оборот товаров и, в конце концов, намерено искоренить его полностью. Система прослеживаемости представляет собой определенный алгоритм слежения за движением тех или иных товаров от производителя к потребителю. Какие государственные информационные системы (далее — ГИС) прослеживаемости бывают? Какое участие принимают поставщики товаров в рамках этих систем? Разберемся в этих вопросах.
История систем прослеживаемости
Россия входит в число лидеров по уровню внедрения государственных электронных систем. Напомним, что на конец 2019 г. насчитывалось 876 государственных информационных систем федерального уровня. Сейчас более 25 систем относятся к категории прослеживаемости. Основной задачей подобных систем являются автоматизация и анализ информации о производстве, перемещении и передаче права собственности на продукцию, подконтрольную данным системам. При этом данные системы направлены прежде всего на честность перед потребителями, прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж).
Мотивами для целей поддержки внедрения подобных систем являются:
-
усиление контроля рынка государством;
-
защита покупателей от контрафакта;
-
повышение налоговых выплат.
На основании кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) осуществляется определение подконтрольности той или иной системе, включая импорт и экспорт продукции в РФ. Данные системы контролируются различными госорганами: Россельхознадзором, Министерством сельского хозяйства, Федеральной налоговой службой, Роспотребнадзором, Росалкогольрегулированием и т.д.
Правила работы ГИС
Отражение перемещения продукции затрагивает всех участников процесса, от владельцев производства, импортеров, дистрибьюторов, реализаторов до потребителей. Внедрение систем прослеживаемости происходит в разных товарных категориях, что для производителей является достаточно планомерным и хорошо отслеживаемым процессом. Для розничных сетей и маркетплейсов ситуация осложняется огромным количеством номенклатуры, а также региональным присутствием.
Например, система «Честный Знак» охватывает 24 категории товаров (упакованная вода, корма для животных, молочная продукция и прочие) и 18 категорий в ходе эксперимента. ФГИС «Меркурий» охватывает 25 категорий товаров животного происхождения (мясо и мясная продукция, молочная продукция, корма для животных и т.д.) в соответствии с приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648 «Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами».
Каждой партии импортного товара из списка прослеживаемых присваивают регистрационный номер — РНПТ. Согласно постановлению Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости» подлежат прослеживаемости девять категорий товаров (коляски, детские сиденья и т.д.).
При этом по определенным категориям товаров учет перемещений необходимо вести одновременно сразу в нескольких системах. Например, для молочной продукции учет ведется в системе «Честный знак» и во ФГИС «Меркурий», для зерновой продукции — во ФГИС «Меркурий, «Аргус-Фито» и «Зерно», для алкогольной продукции в системах ЕГАИС и «Честный Знак».
Законодательство в этой области достаточно быстро развивается, оперативно принимаются нормативно-правовые акты. Поэтому нужно отслеживать изменения, заранее готовить обновления оборудования во внутренних информационных системах, а также интегрировать и передавать данные в госсистемы. Все это ведет к изменению физических процессов, повышению требований к персоналу и, как следствие, увеличению затрат для бизнеса.
Решение для розничных сетей
Для соблюдения требований законодательства по отражению данных в системах прослеживаемости о перемещении продукции со стороны хозяйствующего субъекта необходимо в первую очередь обеспечить корректные данные на входе, а именно со стороны поставщиков. Задача достаточно нетривиальная, ввиду их количества, а также осведомленности об изменяющемся законодательстве. При этом каждая система ведет учет разных данных (например, ФГИС «Меркурий» отражает партионный учет, ФГИС «Зерно» — партионный учет в разрезе транспортной партии. По каким-то категориям товаров необходимо вести объемно-сортовой учет, а по каким-то — штучный учет), что усложняет написание требований и увеличивает нагрузку на систему.
Для эффективной работы с поставщиками требуется:
1. Проработать архитектуру данных, передаваемых в системах, и изменения в процессах, затрагивающих поставщиков.
2. Подготовить и согласовать перечень требований к поставщикам.
3. Предусмотреть наличие автоматической рассылки отчетов об ошибках.
4. Разместить требования в общедоступном месте (желательно на корпоративном портале, где хранится вся информация).
Далее на основании PDCA-анализа (цикл Деминга — Шухарта) прорабатывать все ошибки с конкретными поставщиками и вносить изменения в требования/процессы. Для исключения штрафных санкций со стороны государства обязательно требуется автоматическая проверка базовых требований и системный запрет приемки продукции в случае получения ошибок. В этом поможет выделенная «группа разбора инцидентов», которая на основании мониторинга ошибок сможет оперативно выявить проблему и ее решить. Ожидается, что внедрение технологий, таких как блокчейн и IoT, будет способствовать автоматизации процессов отслеживания товаров. Это позволит розничным сетям сократить затраты на управление запасами и улучшить эффективность логистики.
Позиция автора
ГИС прослеживаемости, такие как ФГИС «Меркурий», система «Честный знак» и ЕГАИС, играют ключевую роль в обеспечении прозрачности и безопасности товарооборота в России.
Разберем несколько аспектов, касающихся работы с поставщиками в контексте этих систем:
1. Упрощение контроля качества. Государственные системы позволяют розничным сетям отслеживать происхождение товаров и их качество. Это особенно важно для продуктов питания и фармацевтики, где несоблюдение стандартов безопасности — критичное явление. Поставщики обязаны предоставлять информацию о сертификации и качестве своей продукции, что повышает доверие к ним.
2. Увеличение прозрачности. Системы прослеживаемости обеспечивают прозрачность цепочки поставок. Розничные сети могут легко проверить, откуда поступает товар, что позволяет избежать контрафакта и некачественной продукции.
3. Сложности интеграции. Несмотря на преимущества, интеграция с госсистемами может быть сложной задачей для розничных сетей. Необходимость в обучении персонала, настройке программного обеспечения и соблюдении требований законодательства может потребовать значительных ресурсов.
4. Повышение затрат. Соблюдение требований ГИС может привести к увеличению затрат для розничных сетей. Это связано с необходимостью внедрения новых технологий, а также с возможными штрафами за несоответствие требованиям.
5. Улучшение взаимодействия с поставщиками. ГИС могут способствовать улучшению взаимодействия между розничными сетями и их поставщиками. Поставщики, которые активно используют эти системы, могут быстрее и эффективнее предоставлять необходимую информацию, что ускоряет процессы закупок и поставок.
6. Влияние на малый и средний бизнес. Для него соблюдение требований ГИС может быть более сложным, чем для крупных игроков. Это может привести к неравным условиям на рынке, где крупные сети имеют больше ресурсов для адаптации к новым требованиям.