Стремясь к развитию, многие компании не всегда уделяют должное внимание корпоративной культуре. Между тем именно она определяет уровень вовлеченности сотрудников, их мотивацию и лояльность. Непродуманная или слабая корпоративная культура может приводить к высоким затратам на текучку кадров, снижению продуктивности и внутренним конфликтам. В то же время ее формирование — это непростой процесс, требующий системного подхода. Как создать сильную корпоративную культуру, которая будет работать на бизнес, а не против него? Об этом рассказывает Мария Олехнович, преподаватель бизнес-школы ИМИСП, кандидат психологических наук, руководитель проектов по развитию корпоративной культуры.
Последние три года многие российские компании задумались о целенаправленном формировании корпоративной культуры. И это неудивительно: неопределенность и турбулентность, которые нас окружают, с одной стороны, ставят перед компаниями новые вызовы и требуют гибкости в принятии решений, а с другой — создают условия для интеграции сотрудников, команд и подразделений. В условиях постоянных изменений и возросшей автономности принятия решений именно сильная корпоративная культура обеспечивает устойчивость бизнеса, поддерживает мотивацию сотрудников и способствует их вовлечению в достижение целей компании.
Начнем с понятия «культура».
Культура — это вторая природа, источником которой является человек. Это все, что придумал и создал человек за время своего существования. Культура — это система духовных и материальных ценностей, сильно влияющих на жизнь и поведение людей.
А что ж такое корпоративная культура? Это принятая в организации система убеждений, правил и норм, на основании которых принимаются и реализуются решения, оценивается деятельность сотрудников, строятся взаимоотношения внутри и вовне компании.
Корпоративная культура может быть неорганизованной и организованной. Первая формируется спонтанно, неосознанно, без активного участия руководителя. Вторая формируется осознанно, системно описана, отражает позицию руководителя. И в таком варианте она становится управленческим инструментом, содействующим достижению целей руководителя, реализации стратегии компании, внедрению изменений.
Чем полезна корпоративная культура компаниям?
Результаты исследований Deloitte, Forbes, Culture IQ показывают, зачем компании тратят деньги на построение сильной культуры. Вот всего несколько фактов:
-
82% кандидатов считают корпоративную культуру преимуществом работодателя;
-
49% готовы отказаться от более высокой з/п, переходя в компанию с развитой корпоративной культурой;
-
развитая корпоративная культура ведет к тому, что работники склонны искать другое место работы в два раза реже;
-
довольные сотрудники продуктивнее среднего на 12%. Недовольные сотрудники менее продуктивны, на 10%;
-
сильная корпоративная культура повышает вовлеченность сотрудников на 30%;
-
вовлечение сотрудников повышает эффективность на 26%, а выручку — на 19%. Таким образом, 5% роста вовлеченности = 3% роста выручки;
-
на предприятиях с высоким уровнем вовлеченности производственных дефектов меньше на 75%, а аварий, обусловленных нарушением ТБ, меньше на 48%.
Итак, для компании корпоративная культура важна потому, что она привлекает специалистов, обеспечивает лояльность, помогает выстраивать эффективную командную работу. Для сотрудников корпоративная культура важна тем, что минимизирует стрессы, повышает мотивацию, увеличивает производительность.
Этапы создания корпоративной культуры
Все вышеперечисленные преимущества мы получаем только в том случае, если выстроили сильную корпоративную культуру. Чтобы это произошло, нам придется пройти несколько этапов выстраивания культуры:
1. Самый первый этап связан с тем, что мы выделяем и формулируем миссию и видение компании, а также ценности или принципы культуры. Люди должны понимать истинное призвание бизнеса и быть к нему причастными.
А. Миссия — это смысл существования организации. Яркая, вдохновляющая, ориентированная на будущее цель, к которой компания идет и ее достигает. Эти простые и убедительные речевые обороты помогают сотрудникам компании, потребителям, поставщикам или другим заинтересованным лицам понять, в чем главное предназначение организации (кроме того, чтобы заработать деньги) и как она себя позиционирует на рынке.
Примеры миссий.
-
Основа транспортной безопасности и достояние России (КАМАЗ).
-
Соединять людей, сервисы и компании, создавая простые и удобные инструменты коммуникации («ВКонтакте»).
-
Давать возможность людям улучшить жизнь себе и другим (Avito).
-
Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни («Яндекс»).
Б. Видение помогает визуализировать намерения менеджмента относительно будущего организации с учетом понимания того, где компания находится в данный момент.
В. Ценности — значимые, общепринятые и разделяемые сотрудниками убеждения и принципы, закрепленные в стандартах и правилах поведения.
Например, что о себе говорит «Додо пицца»: «Создаем моменты радости через вкусную еду и искренний сервис». Ценности «Додо Пицца»: Вкус, Качество, Доступность, Открытость, Доверие.
Или «ВкусВилл»: «Наша цель — сделать полезную еду для здорового питания доступной каждому». В числе основных ценностей этой компании: вкусные, уникальные и натуральные продукты, включенные отношения, забота о себе и о будущем.
2. Вторая ступень — это создание среды, в которой ценности будут окружать сотрудников. Это настройка всех процессов и технологий компании в соответствии с принципами или ценностями культуры.
А. В первую очередь, это HR-технологии. Использование ценностей при подборе (например, интервью по ценностям), встраивание их в welcome-тренинг и программы адаптации сотрудников, управления талантами и продвижения сотрудников компании.
Б. Это ревизия бизнес-процессов с целью устранения несоответствий. Если наша ценность «эффективность» — мы устанавливаем ключевые показатели, систематически занимаемся устранением потерь, механизируем и автоматизируем свою работу. Если наша ценность «человекоцентричность» — мы описываем путь сотрудника от первого знакомства с брендом работодателя через этапы опыта сотрудника внутри компании до отзывов после увольнения. И настраиваем наше взаимодействие с сотрудником. Если наша ценность «инновационность» — мы выстраиваем систему сбора, отбора, разработки и внедрения идей сотрудников в работу компании, инвестируем в исследования и разработки, выстраиваем гибкие процессы, поощряем эксперименты.
3. Третья ступень — это настройка управленческого стиля руководителей. Все начинается с первого лица. Управленческий стиль — это характерные для руководителя приемы, способы решения задач и управления. По сути, это система постоянно применяемых методов руководства.
А. Корпоративная культура подобна иммунной системе организма, которая сражается с вирусами и бактериями: она неустанно борется с неправильным мышлением сотрудников и предотвращает принятие ошибочных решений. Поэтому лидер компании должен стать неким героем для своих подчиненных, авторитетом, главным персонажем, который бы своими позитивными качествами притягивал к себе, а поведением — подавал пример для подражания.
Б. Вовлечение руководителей в управление по ценностям начинается с обучения. Руководители осваивают инструменты управления по ценностям, обновляют регулярные практики менеджмента, встраивают работу с культурой в свой управленческий цикл.
4. Следующей ступенью становится развитая система коммуникаций и обратной связи. Обратная связь — в широком смысле — отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие. Обратная связь с персоналом — это способ повысить гибкость компании. Что такое гибкость? Гибкость — это способность к быстрому принятию решений и молниеносной адаптации. А в условиях стремительных изменений и неопределенности эта способность имеет очень высокую цену.
Для того, чтобы улучшить обмен информацией между сотрудниками, одни управленцы устанавливают в офисах «ящики для предложений», другие устраивают совещания между «верхами» и «низами», третьи проводят разные тренинги типа «встать в круг и взяться за руки».
Если в компании нет климата, в котором персонал сможет не чувствовать угрозы со стороны, перестанет подбирать «удобные» слова, будет доверять и уважать друг друга, то все это не имеет смысла. Каждый предпочтет промолчать, нежели указывать на проблемы или предлагать улучшить работу.
5. На последнем, пятом, уровне мы получаем сильную корпоративную культуру. Она проявляется в уровне вовлеченности сотрудников, в прозрачности и открытости коммуникаций, в едином стиле взаимодействия сотрудников компании. Сильная корпоративная культура видна во всем, что делает компания: в оформлении офиса, общении с нынешними и бывшими сотрудниками, в оформлении материалов, в изучении отзывов клиентов и бизнес-партнеров.
Например, «Яндекс» известен своей открытой и инновационной атмосферой. Компания активно поддерживает развитие сотрудников, предоставляет возможности для обучения и профессионального роста, а также поощряет инициативу.
Пример создания корпоративной культуры в компании
Поделюсь примером одной добывающей компании, которая активно занимается развитием культуры на протяжении десяти лет.
Компания начинала с изучения той культуры, которая сложилась в ней. Фиксировали, что компании помогает достигать успеха во всех своих подразделениях, как ведут себя лучшие руководители и сотрудники, как принимаются решения. Для этого проводили интервью с руководителями всех уровней, анкетирование сотрудников, фокус-группы с ключевыми сотрудниками и линейными руководителями. Результатом стал расширенный набор смыслов, которые помогают компании в работе. Из этого набора топ-команда выбрала пять ценностей, которые помогали компании развиваться.
Сформулировав свои ценности, компания сразу же создала ряд продуктов, которые важны для внедрения ценностей, а именно:
-
Манифест о ценностях — краткое изложение миссии и ценностей компании для всех сотрудников. Красиво его оформляют и выпускают в печатном виде для выдачи сотрудникам, а также выкладывают в электронном виде на своем сайте.
-
Корпоративную книгу ценностей — это развернутое описание миссии, ценностей и инструментов управления по ценностям для руководителей.
-
Тренинг «Наша культура» для рядовых сотрудников компании.
-
Семинары «Управление по ценностям» для руководителей.
-
Электронный курс для тех сотрудников, которые не могут попасть на тренинги, и для новичков, приходящих в компанию.
-
Плакаты для размещения на производственных площадках. Скринсейверы для сотрудников офиса.
-
Мультипликационные и игровые ролики для интерактивной демонстрации примеров поведения по ценностям.
Затем компания начала знакомить сотрудников с моделью ценностей через все доступные каналы коммуникации, а также проводить массовое обучение всех уровней управления. Огромный вклад в это обучение внес корпус амбассадоров, которых копания привлекла для проведения тренингов «Наша культура». Все самовыдвиженцы из числа сотрудников прошли через интервью по компетенциям, погружение в тематику культуры, обучение навыкам ведения тренинга. По мере того, как амбассадоры начали проводить тренинги и оттачивать свое мастерство, компания выстроила систему работы с самими амбассадорами. Так, некоторые амбассадоры стали супервизорами, которые готовят новичков-амбассадоров к проведению тренингов (на новых предприятиях или вместо выбывших тренеров). Другие стали экспертами, собирая проблемы сотрудников, донося их до руководства, принимая активное участие в их решении и информировании сотрудников о результатах. Третьи специализировались на выступлениях во внутренней и внешней среде, в которых делятся примерами поведения по ценностям. Еще одна категория пополнила ряды блогеров и корреспондентов, пишущих о ценностях. Чтобы все амбассадоры активно работали, компания подготовила для них программу обучения, развивает их сообщество, настраивает программы признания. Основными показателями на этом этапе стали: количество активностей, например, проведенных тренингов и других мероприятий, решенных проблем, опубликованных постов и др.
Следующим шагом стала отладка HR-процессов. Компания начала встраивать ценности в подбор и адаптацию персонала, систему обучения и развития, программы управления талантами и продвижения сотрудников. И на этом этапе компания уже может оценить, чем ей выгодна работа с корпоративной культурой. Это проявляется в снижении текучести кадров, быстром закрытии вакансий, повышении качества кандидатов и др. Параллельно с этим компания внедряла различные инициативы, направленные на развитие конкретных ценностей. Например, для ценности «инновационность» она настроила программу сбора идей. Сначала специально обученные эксперты ходят в коллективы, помогают работникам найти идеи улучшения, оформить их документально. А затем эти же эксперты участвуют в оценке идей, отборе лучших из них для реализации, организации проектов улучшений. Сотрудники же получают фиксированную премию за предложение идеи и процент от фактически достигнутого эффекта в случае реализации идеи. Для развития ценности «Ответственность» компания управляет рисками — от программ модернизации оборудования до развития культуры безопасности. Стимулирует социальную ответственность — развивает города своего присутствия, развивает волонтерское движение, поощряет экологические инициативы.
Сейчас компания активно работает с руководителями. Готовит линейных руководителей как коммуникаторов, обучает их проводить короткие совещания до начала и по окончании работы. Готовит руководителей среднего звена как фасилитаторов для проведения проблемных совещаний, ведения рабочих групп, инициации и реализации проектов. В компании ведется работа по отбору лучших практик регулярного менеджмента и их распространению среди руководителей через обучение и взаимную оценку. Руководители активно участвуют в управлении вовлеченностью — от анализа результатов диагностики вовлеченности и культуры, обсуждения результатов с персоналом, выработки плана подразделения по развитию вовлеченности до реализации проектов, оценки и распространения результатов реализации планов. Руководители топ-уровня ежеквартально встречаются на сессиях, где прокачивают навыки партнерского общения, поиска и решения проблемы, внедрения изменений.
Кроме того, компания сейчас обновляет модель ценностей в соответствии с текущими реалиями, описывает поведение сотрудников в соответствии с ценностями, системно выстраивает работу с амбассадорами, настраивает каналы коммуникации и обратной связи.
Таким образом, развитие корпоративной культуры — это многоступенчатый процесс. Каждый этап внедрения ставит свою задачу. Сильная культура будет венцом этой работы, которая позволит компании повысить свою эффективность.