Налоговый мониторинг как индикатор развития налоговой функции

| статьи | печать

Распространено мнение, что налоговый мониторинг – проект, полезный в первую очередь государству для целей контроля за налогоплательщиками. Почему же тогда именно на налогоплательщиков возложены обязанности по финансированию технологической трансформации и переобучению кадров, а ведущие российские компании согласны нести эти затраты? Разберемся в этой статье.

Развитие налоговой функции

Обслуживающие функции, которые напрямую не приносят компании дохода, часто остаются без внимания при решении вопросов цифровизации и вынуждены довольствоваться теми решениями, которые уже внедрены для реализация ключевых задач бизнеса: управления производством, продажами и логистикой.

Цифровизация финансовой функции чаще всего ограничена бухгалтерским учетом, в то время как налоговый учет остается за периметром учетной системы, в отдельных регистрах, созданных силами сотрудников бухгалтерии (и наш опыт показывает, что чем более сложной и дорогой является система бухгалтерского учета, тем меньше вероятность включения в периметр цифровизации расчета налоговых обязательств). Добавим к этому низкий уровень обеспеченности кадрами, отсутствие пула предпочтительных поставщиков консультаций по сложным вопросам налогообложения, отсутствие собственного бюджета на консультирование – мы получим типичный портрет налоговой функции большинства представителей среднего и даже крупного бизнеса России. Такие характеристики в совокупности определяют уровень развития функции бизнеса как «ситуативный» (иначе его называют «реактивным»).

Может ли такая функция стабильно и безошибочно закрывать ключевые потребности бизнеса? – маловероятно. Может ли налоговая функция на таком уровне развития стать драйвером развития бизнеса? – увы, нет.  

Для повышения уровня сервиса, который предоставляет налоговая служба своему «внутреннему клиенту», руководству и собственникам компании, а также степени влияния налоговой функции на развитие бизнеса как единого организма, необходима системная трансформация уровня сервиса налоговой службы и повышение ее зрелости. Цифровизация налоговой службы в данном случае выполнит роль не просто техническую, но также и системно-аналитическую: заставит проанализировать и оптимизировать внутренние процессы, внедрить стандарты реагирования на вызовы бизнеса, распределить задачи и роли между сотрудниками налоговой функции, а также провести переобучение кадров. Такой подход освободит сотрудников налоговой функции от рутины и позволит перераспределить ресурсы в пользу реализации новых задач: достижения налоговой эффективности, кооперации с сотрудниками других функций для решения стратегических задач бизнеса.

Внедрение налогового мониторинга в данном случае является своеобразным «признаком взросления», который станет свидетельством высокого уровня цифровизации, зрелости подхода к оценке налоговых обязательств, рационального налогового планирования, навыка своевременного привлечения квалифицированных подрядчиков для решения нетипичных задач, а также готовности к раскрытию данных в онлайн-режиме.

Бизнес-партнерство между функциональными подразделениями компании

Идеи бизнес-партнерства между функциональными подразделениями витают в воздухе последнее десятилетие, в подтверждение тому – множество вакансий бизнес-партнеров в областях развития кадров и юриспруденции.

Для налоговой функции не свойственно создание отдельных штатных единиц, чья деятельность сфокусирована на улучшении качества внутреннего сервиса. Тем не менее, корпоративное управление прогрессивных компаний предполагает вовлечение налоговых специалистов уже на этапе планирования сделок. Таким образом, специалисты налоговой функции могут влиять на принятие бизнес-решений, а не только реактивно отражать в учете уже реализованные операции.

В случае с налоговым мониторингом, налоговая служба компании сможет не просто разработать высокоэффективный подход к учету затрат, но и заранее согласовать выработанный подход с сотрудниками налоговых органов посредством получения мотивированного мнения. Таким образом, уровень уверенности руководства в принятом решении повысится. При этом уровень риска и сопутствующий объем налогового резерва снизится на сумму штрафа и пени, что даст незамедлительный положительный эффект на EBITDA компании.

Управление репутацией бизнеса посредством налогового мониторинга

Примером бизнес-партнерства сотрудников налоговой и PR/GR функций компании может служить развитие взаимодействия между собственниками бизнеса и фискальными органами и управление репутацией бизнеса с учетом особого статуса – участника налогового мониторинга.

Не секрет, что уже сейчас участники налогового мониторинга экономят значительные средства на привлечении финансирования от ключевых банков, а также время на участие в закупочных процедурах (ведь решение ФНС о переводе компании на налоговый мониторинг заменяет полный пакет документов, подтверждающих благонадежность поставщика).

При должном GR-сопровождении получения статуса участника налогового мониторинга, от данного проекта можно получить целый ряд дополнительных выгод: от возможностей лоббирования интересов компании через запрос мотивированных мнений, проработку позиции компании в рамках участия в рабочих группах по внедрению технологических сервисов, а также в новом пилотном проекте по трансфертному ценообразованию, который позволит заключить соглашения о ценообразовании в контролируемых сделках на особых условиях.

Отдельно следует отметить возможности PR-сопровождения выхода на IPO. Участие в налоговом мониторинге свидетельствует о высоком уровне прозрачности управления и открытости перед регулятором. Информация о принятые решениях предоставляется налоговым органам и проверяется буквально ежедневно. PR-служба компании может использовать эту информацию для формирования позитивного мнения о компании среди потенциальных инвесторов, тем самым влиять на их решения и повышать капитализацию компании.

Улучшение сервиса и скорости работы с клиентами и поставщиками

Для развитых участников налогового мониторинга характерен высокий уровень автоматизации внутренних процессов, от создания порталов контрагентов в системе закупок и внедрения систем регулярного скоринга налоговой благонадежности контрагентов, до формирования конструкторов договоров и стандартизации шаблонов иных коммерческих документов. Несмотря на то, что драйвером цифровизации в данном случае является унификация налоговой трактовки операций, это дает прямой и быстро ощутимый эффект для бизнеса в целом: скорость принятия управленческих решений растет, вместе с ней растут темпы закупки, производства, реализации продукции компании, снижаются налоговые и иные риски.

Аналитические данные для руководства и собственников компании

Существует мнение, что управленческая интуиция является всего лишь результатом неосознанной обработки человеческим мозгом имеющихся знаний и накопленного опыта. Таким образом, качество данных напрямую влияет на эффективность управленческих решений.

Доступность данных о текущих налоговых обязательствах, рисках и резервах, а также возможность быстрого прогнозирования налоговых расходов дает возможность построить надежную информационную инфраструктуру для оценки новых процессов и инициатив, разработки успешных бизнес-стратегий.

Помимо непосредственно аналитики, связанной с налогообложением, в рамках подготовки к налоговому мониторингу учетные системы и электронные архивы обогащаются значительным количеством дополнительных классификаторов данных, что впоследствии позволяет производить аналитику по очень широкому кругу вопросов и использовать полученные сведения для решения управленческих задач.

Таким образом, становится очевидно, что налоговый мониторинг – лишь вершина айсберга, скрывающая огромный потенциал для улучшений управления бизнесом, развития финансовой функции и персонала. Именно это и привлекает в нем крупнейших налогоплательщиков России.