В пункте 4 Обзора ФНС России рассмотрено Определение ВС РФ от 02.08.2024 № 305-ЭС24-4388 по делу № А41-96819/2022, в котором суд пришел к выводу, что мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 (в том числе в части начисления пеней, иных финансовых санкций за просрочку уплаты налогов, сборов), не распространяется на права налоговых органов по привлечению к налоговой ответственности.
Ранее ВС РФ указывал, что мораторий является антикризисным механизмом и направлен на повышение устойчивости российской экономики (Определение от 07.03.2024 № 301-ЭС23-23499 по делу № А43-6957/2021). Однако в Определении, которое приводится в указанном выше Обзоре ФНС России, ВС РФ делает вывод, что «частные субъекты, на которых распространяется действие моратория, не освобождаются от публично-правовых санкций штрафного характера, целью которых, в качестве универсального правила, является предупреждение совершения новых правонарушений. Иной подход без должных оснований нарушал бы конституционное требование равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации)».
В свою очередь, в п. 7 Обзора ФНС России приводится Определение ВС РФ от 09.09.2024 № 303-ЭС24-3778 по делу № А51-7529/2022, которое отвечает интересам всего кредиторского сообщества. В указанном деле нижестоящие суды необоснованно отказали налоговому органу во взыскании убытков с КДЛ в сумме, превышающей размер требований, заявленных в деле о банкротстве, производство по которому было прекращено в связи с отсутствием финансирования.
Необходимо отметить, что, поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом ему, в отличие от других кредиторов, не требуется вносить депозит на финансирование процедуры, а необходимо подтвердить возможность финансирования процедуры банкротства за счет имущества должника. В случае, если доказательств достаточности имущества должника для финансирования расходов на процедуру банкротства не представлено или суд сочтет их неубедительными, производство по делу о банкротстве прекращается (п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 91).
Тогда налоговой орган, как и иные кредиторы, вправе обратиться с требованиями о взыскании убытков или привлечении КДЛ к ответственности вне рамок дела о банкротстве (ст. 61.19, 61.20 Закона о банкротстве).
ВС РФ указал, что предъявление налоговым органом лишь части своего требования в деле о банкротстве, производство по которому прекращено ввиду отсутствия средств для финансирования процедуры, не препятствует ему воспользоваться правом на обращение с заявлением о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности по его обязательствам вне рамок дела о банкротстве и включить в потенциальный размер ответственности иные имеющиеся требования, подтвержденные надлежащим образом — либо судебным актом, либо иным документом, подлежащим принудительному исполнению.
Позиция ВС РФ представляется справедливой и отвечающей духу и букве Закона о банкротстве. Иной подход судов, по сути, приводит к неоправданной процессуальной волоките (повторному обращению в суд с заявлением о банкротстве к должнику, у которого заведомо отсутствует имущество для покрытия расходов на процедуру).
Необходимо отметить, что, сформированный подход ВС РФ может быть экстраполирован не только на заявления уполномоченного органа о привлечении КДЛ к ответственности или на заявления с требованиями о взыскании убытков (поданные вне рамок дела о банкротстве), но и на аналогичные заявления независимых кредиторов.