ФНС в целях обеспечения единого подхода к применению правовых последствий непредставления (несвоевременного представления) уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов выпустила письмо от 28.12.2024 № БВ-4-7/14776. Разберем позицию ФНС по этому вопросу.
Ведомство напоминает, что если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов) до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) или если обязанность по представлению декларации (расчета) не установлена Налоговым кодексом РФ, налогоплательщики (плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты) представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах. Такие положения содержит п. 9 ст. 5 НК РФ.
Уведомление об исчисленных суммах обеспечивает формирование и учет на ЕНС в составе совокупной обязанности налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента) обязательства, срок исполнения которого предшествует дате представления налоговой декларации (расчета) или направлению налоговой сообщения об исчисленных суммах, если обязанность по представлению декларации не установлена (подп. 5 п. 5 ст. 11.3 НК РФ).
ФНС разъясняет, что учет соответствующей обязанности в составе совокупности необходим для определения принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (далее — ЕНП). Это обеспечивает исполнение конкретной обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов или страховых взносов в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.
Следовательно, уведомление, о котором идет речь, выполняет идентификационную и расчетную функции в целях индивидуализации соответствующей обязанности в составе совокупной обязанности налогоплательщика (плательщика сборов, страховых взносов, налогового агента) и распределения ЕНП в счет исполнения такой обязанности.
Уведомление в условиях обязательной уплаты всех налогов в качестве обезличенного ЕНП заменяет собой функции, которые до внедрения институтов «единого налогового платежа» и «единого налогового счета» выполняло соответствующее платежное поручение, фактически представляя собой упрощенную форму распоряжения о переводе денежных средств в бюджет.
Этот вывод подтверждается и тем, что в течение 2023 г. уведомление об исчисленных суммах могло быть представлено в виде распоряжения на перевод денежных средств с заполнением всех реквизитов, необходимых для определения соответствующей обязанности (ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Принимая во внимание преемственность уведомления об исчисленных суммах и платежного поручения, сам факт непредставления или несвоевременного представления уведомления в отсутствие специального указания в законе не может приводить к применению мер ответственности.
О чем говорит судебная практика?
Анализ сложившейся судебной практики высших судебных инстанций говорит о том, что неверное указание в платежных документах каких-либо реквизитов, влекущее некорректный учет соответствующих сумм, не является основанием считать налогоплательщика не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога и не влечет применения мер ответственности (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8, постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13).
Сам факт неуплаты, выражающийся исключительно в непредставлении платежного поручения, функции которого в текущем регулировании выполняет уведомление об исчисленных суммах, в отсутствие признаков занижения налоговой базы также не является основанием для применения штрафных санкций (п. 19 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 57).
Стоит также отметить, что введение института уведомлений об исчисленных суммах, замещающих платежные поручения, требующие заполнения большого количества реквизитов, было направлено на упрощение исполнения обязанности по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, страховых взносов), в связи с чем применение мер ответственности за непредставление уведомления об исчисленных суммах противоречит целям регулирования и назначению этого документа.
Статья 126 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. В свою очередь, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в предусмотренных Налоговым кодексом РФ формах, в том числе посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, осмотра помещений (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ).
Вывод налоговиков
Учитывая правовую природу и назначение уведомления об исчисленных суммах, его непредставление не подпадает под состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ. Принимая во внимание административный характер правоотношений, в которых находятся орган и лицо, привлекаемое к различным видам юридической ответственности, расширительное толкование норм о юридической ответственности не допускается (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 304-АД17-12725).
ФНС в итоге приходит к выводу, что в соответствии с действующим налоговым законодательством РФ непредставление (несвоевременное представление) уведомления об исчисленных суммах не образует состава налогового правонарушения.