Ребрендинг экономического нацпроекта. Что стоит за сменой курса?

| статьи | печать
Ребрендинг экономического нацпроекта. Что стоит за сменой курса?

С начала 2025 г. в России вступил в силу новый национальный проект — «Эффективная и конкурентная экономика». Он пришел на смену ранее действовавшему — «Производительность труда», и его главная цель — повышение этой производительности труда на 20% к 2030 г. Государство выделяет на инициативу более 30,5 млрд руб. Перед «сменщиком» поставлена более масштабная и амбициозная задача — охватить все государственные и муниципальные учреждения социальной сферы, а также 40% средних и крупных предприятий базовых и несырьевых отраслей.

Премьер-министр России Михаил Мишустин провел стратегическую сессию о повышении производительности труда в отдельных отраслях и организациях социальной сферы. Он заявил, что к концу 2030 г. этот показатель вырастет более чем на 20%.

Как напомнил премьер, с января 2025 г. в стране заработал нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика». На соответствующий федеральный проект выделят порядка 30,5 млрд руб., 4,8 млрд руб. поступят в текущем году.

Проект также охватит 40% средних и крупных предприятий базовых и несырьевых отраслей. Как добавил премьер-министр, от интенсивности повышения производительности труда зависят темпы развития экономики.

Причины смены курса

С 2019 по 2024 г. в России реализовывался нацпроект «Производительность труда», направленный на повышение эффективности в ключевых отраслях экономики. Однако новая экономическая реальность требует пересмотра приоритетов. Президент Владимир Путин поставил перед правительством новые амбициозные задачи: выйти на траекторию сбалансированного роста, снизить инфляцию, восстановить поддержку ключевых отраслей. В связи с этим предстоит сделать упор на комплексное развитие экономики, которое выходит за пределы отдельных отраслей и охватывает всю систему управления трудовыми ресурсами.

Одним из ключевых факторов принятия новой программы стало стремление повысить конкурентоспособность российской экономики на глобальном уровне.

Аналитики отмечают, что без повышения производительности труда страна может столк­нуться с проблемами в долгосрочной перспективе: рост себестоимости продукции, отставание в технологическом развитии и снижение темпов экономического роста.

Также важно учитывать, что многие российские предприятия, особенно в социальной сфере, сталкиваются с нехваткой кадров. Оптимизация процессов и внедрение цифровых решений помогут частично решить эту проблему без дополнительного привлечения ресурсов.

Ожидаемые результаты и механизмы реализации

Ключевой задачей проекта станет внедрение современных технологий, цифровизация производственных процессов и развитие управленческих компетенций. Предполагается:

  • автоматизация и роботизация на предприятиях;

  • развитие искусственного интеллекта для оптимизации процессов;

  • внедрение передовых мировых практик управления;

  • масштабное обучение сотрудников инструментам бережливого производства.

К 2030 г. проект должен охватить 123 тыс. организаций в социальной сфере: образовательные учреждения, больницы, поликлиники, объекты культуры и спорта. Кроме того, активное участие в проекте примут предприятия базовых отраслей экономики. Создание отраслевых центров компетенций позволит внедрять эффективные решения с учетом потребностей конкретных секторов.

Дополнительно в рамках программы будет разработана система мониторинга эффективности внедряемых решений. Это позволит отслеживать результаты в реальном времени и вносить корректировки в стратегии на региональном и федеральном уровнях. Также в планах стоит разработка специального рейтинга предприятий, демонстрирующих наибольшие успехи в повышении производительности.

Роль бизнеса и регионов

Успех проекта зависит не только от федеральных властей, но и от региональных администраций и бизнеса. Как отметил губернатор Рязанской области, глава комиссии Госсовета по направлению «Эффективная и конкурентная экономика» Павел Малков, предприятия — участники предыдущего нацпроекта значительно повысили свою эффективность: в среднем выручка увеличилась в два раза, а скорость производственных процессов выросла на треть. Теперь регионы должны активно включиться в работу по повышению эффективности социальной сферы и несырьевых отраслей.

Министр экономического развития Максим Решетников подчеркнул, что особое внимание будет уделено вовлечению малых и средних предприятий. Планируется разработка индивидуальных программ для различных сфер, а также внедрение цифровых инструментов для автоматизации процессов.

Регионы получат дополнительные финансовые стимулы для активного участия в программе. В частности, рассматривается возможность предоставления субсидий и налоговых льгот для предприятий, достигших определенных показателей эффективности.

Влияние на экономику

Эксперты сходятся во мнении, что реализация национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» станет важным шагом к устойчивому росту ВВП. По прогнозам, рост производительности труда на 20% позволит ускорить темпы экономического развития, снизить издержки и повысить конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке. Важно, что этот рост будет сопровождаться модернизацией управленческих процессов и увеличением доли высокотехнологичных производств.

Введение новой системы оценки эффективности позволит выявить ключевые проблемные зоны и выработать точечные решения для различных отраслей. Кроме того, ожидается, что активное внедрение цифровых решений приведет к росту новых рабочих мест в сфере IT и технологического развития.

Международный опыт

Многие страны уже внедрили аналогичные программы повышения производительности труда. Например, Германия активно использует модель «Индустрия 4.0», которая предполагает массовую автоматизацию производства. В Южной Корее реализуется стратегия цифровой трансформации промышленных предприятий, а в Японии применяется концепция бережливого производства. Перед российской программой стоит задача учесть лучшие мировые практики, адаптируя их под национальные условия.


К сведению

За время реализации национального проекта «Производительность труда» с 2019 по 2024 г. к нему подключились около 7 тыс. предприятий. Прежде всего: обрабатывающего сектора, торговли, сельского хозяйства, строительства, логистики.

Свыше 100 тыс. сотрудников, в том числе из региональных команд, прошли обучение инструментам бережливого производства и современным управленческим практикам. Порядка 5,5 тыс. организаций смогли увеличить прибыль более чем на 430 млрд руб., а около 1,5 тыс. компаний получили возможность выйти на новые рынки. В 2019 г. Минэкономразвития сообщало, что общий объем финансирования нацпроекта составлял 52,1 млрд руб. Однако в открытых источниках нет информации о возможных корректировках бюджета проекта в последующие годы. Таким образом, точная сумма выделенных средств может быть выше, но официальные данные об этом отсутствуют.


Оценка экспертов

Мнения аналитиков по поводу эффективности нацпроекта «Производительность труда» разнятся: есть как очевидные плюсы, так и недочеты, которые повлияли на его итоги.

Плюсы нацпроекта «Производительность труда»:

  • Рост прибыли и эффективности предприятий.

  • Обучение и кадровая подготовка.

  • Оптимизация процессов и снижение затрат.

  • Экономическая устойчивость в сложных условиях.

Минусы и проблемы реализации:

  • Ограниченный охват. Хотя в проект вошли 7 тыс. предприятий, это лишь небольшая часть всех средних и крупных компаний России. Малый и микробизнес практически не получил прямой поддержки.

  • Фокус на промышленность, без охвата социальной сферы. В проекте участвовали в основном промышленные и торговые компании, но сфера образования, здравоохранения, культуры и спорта осталась без внимания. Это привело к неравномерному эффекту: в промышленности были успехи, а в социальной сфере сохранялись проблемы с эффективностью.

  • Недостаточная цифровизация. Хотя проект способствовал внедрению бережливого производства, цифровая трансформация происходила медленно. Многие компании так и не внедрили полноценные системы автоматизации и искусственного интеллекта.

  • Слабая интеграция с другими мерами господдержки. В проекте было мало стимулов для предприятий, которые уже работали на высоком уровне эффективности. Существующие программы финансирования не всегда совпадали с задачами нацпроекта, что снижало его эффективность.

Таким образом нацпроект «Производительность труда» сыграл важную роль в повышении эффективности предприятий, особенно в промышленности, но не охватил многие важные сектора. Его главным наследием стало внедрение принципов бережливого производства, однако нехватка цифровых решений и слабый охват социальной сферы потребовали запуска нового нацпроекта — «Эффективная и конкурентная экономика».

Комментарий эксперта

Так полюбившееся российским чиновникам нацпроектное финансирование не только не приведет к необходимым структурным изменениям национальной экономики на пути к технологическому лидерству, но и усугубит ситуацию неравного доступа предприятий к ресурсам и искусственной поддержки неэффективных бизнес-моделей. При этом абсолютно не важно, что понимается под показателем производительности труда – валовая добавленная стоимость, разделенная на списочный состав работников, или какая-либо другая скорректированная количественная оценка. Недостоверная статистика и подгоняемый под ожидаемые результаты сравнительный анализ позволяют достигать на бумаге любых значений эффективности госпроектов, а неразумное регуляторное вмешательство в экономические процессы приносит больше вреда, чем пользы, и это касается всех приоритетных отраслей экономики.