Экономика на перепутье: инфляция растет, бюджетный дефицит ускоряется

| статьи | печать

За первые недели 2025 г. российская экономика столкнулась с двумя тревожными тенденциями: ускорением инфляции и значительным расширением бюджетного дефицита. Каковы причины этих процессов и какие последствия они могут иметь для экономики? Разбираем ключевые факторы и прогнозы.

Недельная инфляция в России с 4 по 10 февраля, по данным Минэкономразвития, ускорилась до 0,23% по сравнению с 0,16% неделей ранее. С начала месяца цены выросли на 0,3%, а годовая инфляция уже достигла 101,53%. Основной вклад в удорожание товаров внесла продовольственная инфляция, составившая 0,39% за неделю, причем особенно заметно подорожали овощи: огурцы (+2,47%), картофель (+1,74%), томаты (+1,5%), капуста (+1,31%).

Растет, но снижается

Ранее президент Владимир Путин в ходе разговора потребовал от премьер-министра Михаила Мишустина не только обеспечить долгосрочный и сбалансированный рост экономики страны, но и добиться остановки инфляции до конца года. Он подчеркнул, что в начале февраля рост цен даже ускорился по сравнению с прошлогодним показателем.

В свою очередь, глава правительства указал на то, что наметился тренд на снижение кредитования граждан и бизнеса, что, по его словам, создает предпосылки для остановки инфляции. В то же время такая ситуация может затормозить экономику.

Своей основной задачей М. Мишустин назвал переход к очень «ответственной бюджетной и макроэкономической политике».

«Абсолютно очевидно, что основным вызовом является инфляция, она составила 9,52% за год, немножко подрастает. Но принятые совокупные меры сегодня в денежно-кредитной политике, они уже начали замедлять кредитование экономики, — отметил глава кабмина. — Годовые темпы инфляции снижаются шестой месяц подряд».

О чем говорят тренды

Ранее департамент исследований и прогнозирования Банка России в бюллетене «О чем говорят тренды» указал, что замедление кредитования в конце прошлого года не привело к торможению экономики, поскольку оно было полностью компенсировано ростом бюджетных расходов.

При этом аналитики подчеркивают, что такие процессы с финансированием не оказывают влияния на основную проблему, то есть отставание производства от потребления и роста производительности труда от зарплат. Позднее регулятор сообщил, что годовой темп прироста агрегата денежной массы в январе ускорился до 19,5% с 19,2% в декабре, что означает продолжение инфляционного давления.

Основные выводы обзора

  • В конце года экономика получила дополнительный импульс к росту на фоне увеличения расходов бюджета и расширения дефицита бюджета. В результате потребительский спрос остался высоким, несмотря на замедление розничного кредитования и высокую норму сбережений, а потребительские цены продолжали быстро расти. Для возвращения к низкой инфляции требуется поддержание жестких денежно-кредитных условий в течение продолжительного времени и соблюдение утвержденных параметров бюджета на 2025—2027 гг.

  • В декабре 2024 — январе 2025 г. сохранились высокие темпы роста потребительских цен. Это обусловлено прежде всего активизацией потребительского спроса, который по-прежнему превышает возможности увеличения предложения товаров и услуг. Вместе с тем существенный вклад в рост цен вносят факторы на стороне предложения, связанные с новыми санкционными ограничениями, индексацией регулируемых цен, тарифов и сборов и снижением урожая. В декабре также усилился перенос в цены ранее произошедшего ослабления рубля.

  • Потребительский сектор экономики сохраняет позитивную динамику, за исключением сегмента автомобилей и рынка жилья, где перегрев спроса за счет кредита был наиболее заметен. Нормализация кредитования и бюджета в этом году замедлит рост агрегированного спроса в экономике до более устойчивых уровней. На динамике потребительского спроса это также скажется, но с определенной задержкой.

  • Сохранение ключевой ставки в декабре без изменения стало положительным сюрпризом для финансового рынка. Он вызвал значительный рост цен на рынках акций и облигаций и снижение кредитных спредов по высококачественным корпоративным облигациям. В результате ценовые денежно-кредитные условия смягчились.

  • В ноябре — декабре рост потребительских цен существенно усилился, а среди факто­ров роста возросла роль устойчивых, отличающихся большей инерционностью. Кроме того, в октябре — ноябре заметно увеличился вклад факторов спроса. Данные за первые недели января свидетельствовали о том, что картина динамики цен стала чуть более благоприятной, однако их пока явно недостаточно для сколько-нибудь обоснованных выводов о переломе тренда.

Бюджетный дефицит: тревожные цифры января

Федеральный бюджет России начал 2025 г. с рекордного дефицита в 1,706 трлн руб., что уже превышает запланированные показатели на весь год (1,173 трлн). По данным Минфина, расходы увеличились на 73,6% по сравнению с январем прошлого года, достигнув 4,377 трлн руб. В то же время доходы выросли лишь на 11,4%, составив 2,671 трлн руб.

Наибольшее беспокойство вызывает слабый рост ненефтегазовых доходов, увеличившихся всего на 9,3% — ниже уровня официальной инфляции. Нефтегазовые доходы показали более уверенный рост на 16,9%, но в основном благодаря колебаниям курса рубля и цен на энергоресурсы.

Минфин объясняет резкий рост расходов:

  • опережающим финансированием контрактов;

  • авансированием отдельных бюджетных статей;

  • увеличением социальных обязательств.

Годом ранее дефицит бюджета в январе составлял всего 308 млрд руб., а в 2023 г. — 1,65 трлн руб. Таким образом, 2025 г. стартовал с более серьезного бюджетного дисбаланса.

Финансовый дисбаланс

Таким образом, начало 2025 г. показало, что российская экономика столкнулась с серьезными вызовами. Инфляция продолжает расти, бюджетный дефицит перевыполнен в полтора раза за один месяц, а ненефтегазовые доходы растут ниже инфляции. В условиях таких макроэкономических тенденций важную роль сыграет политика Центробанка и Минфина. Пока что экономические тренды указывают на сохранение инфляционного давления и высоких бюджетных расходов. Судя по всему, 2025 г. станет испытанием для финансовой системы страны, а его исход будет зависеть от решений, принимаемых сегодня. 

Федеральный бюджет. Ежемесячная динамика, трлн руб. 

 

01.2024

02.2024

03.2024

04.2024

05.2024

06.2024

07.2024

08.2024

09.2024

10.2024

11.2024

12.2024

01.2025

Доходы

2379

2630

3694

2968

2603

2805

2656

3283

3249

3394

2971

4057

2671

Расходы

2521

3637

2859

3813

2193

2677

3151

2213

2642

3848

3484

7153

4377

Дефицит/Профицит

-124

-1006

835

-845

410

128

-496

1071

606

-454

-513

-3096

-1706

 

Федеральный бюджет. Ежемесячная динамика, % год к году. 

 

01.2024

02.2024

03.2024

04.2024

05.2024

06.2024

07.2024

08.2024

09.2024

10.2024

11.2024

12.2024

01.2025

Доходы

76,7

45,6

46,9

40,9

28

9,5

23,9

33,1

18,4

0,6

4

28,4

11,4

Расходы

-16,1

43,4

28,7

24,2

8,9

42,2

32,3

10,3

28

29,5

36,4

26,8

73,6

Источник: Минфин


К сведению

Опрошенные «ЭЖ» эксперты называют рост бюджетных расходов в последние месяцы – ключевым фактором, компенсирующим ослабление кредитного импульса. Несмотря на охлаждение кредитной активности, денежная масса продолжает расти, что нивелирует возможный дезинфляционный эффект от замедления кредитования. Эксперты прогнозируют, что уже весной возможно оживление кредитного рынка, что может усилить инфляционное давление.

Согласно оперативным данным Минфина, бюджетные расходы демонстрируют аномально высокие темпы роста. И хотя в экономических дискуссиях часто упоминается замедление кредитования как аргумент в пользу смягчения денежно-кредитной политики, этот подход представляется недостаточно корректным, поскольку кредитование — лишь один из источников создания нового спроса в экономике, другой важнейший фактор — это бюджетные расходы.

Декабрьские данные уже указывали на сильный инфляционный эффект, но январская динамика вызывает еще большую обеспокоенность. Традиционно в январе бюджетные траты остаются умеренными, однако текущие показатели свидетельствуют о серьезных изменениях в бюджетной политике.

Высокие бюджетные вливания также могут объяснять снижение спроса на корпоративные кредиты: получая финансирование из бюджета, компании предпочитают погашать задолженность, а не привлекать новые заемные средства. Однако в целом совокупный спрос в экономике, вероятно, не ослабевает, что может потребовать дальнейшего повышения ключевой ставки.