Экономика идей: вклад креативных индустрий в ВВП России превышает среднемировой уровень

| статьи | печать

Креативные индустрии в России динамично развиваются, становясь одним из драйверов экономики. Их вклад в ВВП страны уже превышает среднемировые показатели, а динамика развития опережает общий темп роста экономики. Власти активно поддерживают этот сектор, создавая правовую базу и новые инструменты стимулирования. Однако перед отраслью остаются вызовы: от региональных диспропорций до необходимости адаптации к изменяющимся правовым нормам.

Креативный сектор заметно опережает по темпам роста экономику в целом и проявляет устойчивость к внешним шокам. По данным Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, их вклад в ВВП страны в 2023 г. достиг 3,5%, что превышает среднемировой уровень (3,1% по данным ЮНЕСКО).

Под креативными индустриями понимаются 17 отраслей, в основе которых лежат индивидуальное творчество, интеллектуальная собственность и потенциал создания добавленной стоимости. Среди них: музыка, кино и сериалы, видеоигры, программное обеспечение, реклама и PR, архитектура и урбанистика, мода, гастрономия, дизайн и другие направления.

Наибольший экономический вес имеют три отрасли: программное обеспечение, мода, реклама и PR. Эти индустрии аккумулируют 60% выручки и 43% занятых во всем креативном секторе. Программное обес­печение лидирует по большинству ключевых экономических показателей, за исключением стоимости основных средств.

Мода занимает второе место по выручке и численности работников, а также первое по стоимости активов. Реклама и PR демонстрируют высокие показатели производительности труда, занимая третье место по выручке и второе по числу организаций. А секторы анимации и видеоигр выделяются высокой концентрацией молодых специалистов: более 70% работников в этих сферах — молодые специалисты, почти 90% из которых имеют высшее образование.

Креативные индустрии демонстрируют устойчивую динамику роста. С 2019 по 2023 г. большинство направлений стабильно увеличивали выручку, при этом в 2023 г. темпы роста добавленной стоимости в креативном секторе превысили средний показатель по экономике в 1,7 раза.

Значительно увеличивается стоимость нематериальных активов. Только за 2022—2023 гг. этот показатель вырос в 1,88 раза, что свидетельствует о росте роли интеллектуального капитала и технологий в развитии сектора.

Региональные диспропорции

Если говорить о структурных дисбалансах, развитие креативных индустрий в России характеризуется выраженной региональной спецификой. Лидирующие позиции в этом секторе традиционно занимают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области. В топ-20 регионов с наиболее активной креативной экономикой преимущественно входят субъекты из европейской части страны и Уральского федерального округа. Восточные регионы представлены лишь четырьмя территориями: Новосибирской и Томской областями, Красноярским краем (19-е место) и Республикой Саха (Якутия) (20-е место).

Отмечается рост диспропорций между субъектами-лидерами и регионами, замыкающими рейтинг. Разрыв по субиндексу «Экономика креативных индустрий» увеличился с 6,7 до 7,2 раза, в то время как различия по культурной среде менее значительны — их разница возросла с 1,7 до 2,2 раза.

В последние годы креативный сектор в России получил дополнительный импульс для роста, что должно способствовать сокращению разрыва между регионами. В конце 2023 г. при Агентстве стратегических инициатив был создан Центр развития креативной экономики. В мае 2024 г. указом президента о национальных целях развития РФ на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. была поставлена задача по увеличению доли креативных индустрий в экономике. В августе 2024 г. принят Федеральный закон № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», который вступил в силу 5 февраля текущего года.

Новые правила и правовые коллизии

Как пояснила директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP, кандидат юридических наук, доцент Екатерина Чуковская, основные дефиниции нового закона — «креативный продукт», «креативная индустрия», «субъект креативной индустрии», «креативный кластер». Эта терминология не новая, но несколько пересмотренная по сравнению с более ранними, смежными или региональными нормативно-правовыми актами.

«Если в 2014 г. креативные индустрии понимались как компании, организации и объединения, чья творческая деятельность оказывалась экономически эффективной, в Концепции 2021 г. речь шла уже о сферах деятельности, где эти субъекты действуют, при этом речь шла именно о производстве товаров и услуг, а не, например, единичного произведения искусства. В законе 2024 г. речь идет уже непосредственно об экономической деятельности, отсылки к культуре и творчеству возникают лишь в словосочетании „креативный продукт“», — отметила Е. Чуковская. Такой разворот в подходах, по мнению эксперта, будет иметь последствия в силу существенных правовых различий между разными видами деятельности: творческой, культурной, экономической, коммерческой и предпринимательской. Например, в контексте предпринимательской деятельности за редкими исключениями не стоит рассчитывать на поддержку, зато на первый план выходят интересы не творца, а совсем другого субъекта — потребителя, права которого защищены соответствующим законом.

Эксперт обращает внимание, что закон вступает в коллизию со многими другими до­кумен­тами, например законодательством об народных художественных промыслах: фактически в правовом поле возникает три реестра: мастеров, промыслов и субъектов креативных индустрий. Множество коллизий связано с трактовкой субъекта креативных индустрий. «В законодательстве о культуре речь идет о творческих работниках, при этом неважно, связаны ли они трудовым договором. В ГК РФ речь уже об авторе, человеке, чьим творческим трудом создано произведение. Герой нового закона — субъект креативных индустрий. При этом критерии отнесения к креативным индустриям устанавливаются на уровне регионов. Иначе говоря, пересекая границу субъекта Федерации, ты можешь стать или перестать быть субъектом креативных индустрий», — отметила директор Digital IP.Е. Е. Чуковская также считает, что закон придает преувеличенное значение ОКВЭД: «ОКВЭД скорее нужен Росстату и налоговой службе, но не может быть определяющим с позиций гражданского права, допускающих у многих коммерческих юридических лиц общую правоспособность, то есть возможность осуществлять любую не запрещенную законом деятельность, не подлежащую специальному режиму (лицензированию, аккредитации и пр.)».

Важная новелла: разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти. За Правительством РФ — определение федерального органа власти, уполномоченного в сфере креативных индустрий. Таким органом стало Минэкономразвития России — постановление Правительства, вносящее соответствующие изменения в положение о министерстве, вступило в силу одновременно с законом, хотя с 2014 г. до последнего времени эти вопросы входили в компетенцию Минкультуры.

По мнению эксперта, при широких полномочиях субъектов РФ будет иметь важное значение, будут ли креативными индустриями заниматься региональные экономические ведомства или где-то сфера останется по-прежнему за министерствами и департаментами культуры, а то и за такими необычными конгломератами, как в Нижегородской области и Дагестане, где народные художественные промыслы объединили в одном управленческом контуре с туризмом.

В первоначальных редакциях закона критерием отнесения к креативным индустриям была доля выручки от производства или использования результатов интеллектуальной деятельности либо уровень затрат на ее производство. В окончательном тексте этот вопрос был перенесен со «входа» на «выход»: согласно статье 15, «выйти из сумрака» и предъявить государству бухгалтерию, связанную с нематериальными активами, должны получатели финансовой или имущественной поддержки.

Е. Чуковская также отмечает, что при несомненных плюсах в документе остается много проблем, из которых главные: рассогласованность с огромным массивом законодательных актов, касающихся культуры, творчества и так далее, и судьба предшествующих нормативных актов, например актов Минкультуры России, связанных с креативными индустриями.