Мощности не успевают за спросом. Как развивается российский рынок индейки

| статьи | печать

В 2024 г. российская отрасль индейководства стабильно росла, несмотря на трудности, связанные с удорожанием племенного материала и логистическими проблемами. Положительные результаты зафиксированы как в сегменте производства мяса индейки, так и в экспортных поставках. В то же время внутренний рынок испытывает дефицит предложения, что говорит о значительном потенциале для дальнейшего развития. В статье рассматриваются основные достижения отрасли, вызовы, с которыми сталкиваются производители, и перспективы на ближайшие годы.

По данным Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ) и консалтингового агентства «АГРИФУД Стретеджис», в 2024 г. объем производства мяса индейки в России увеличился на 3,8% по сравнению с предыдущим годом и достиг 438 тыс. т в убойном весе. Рост произошел несмотря на удорожание племенного материала, оборудования, рабочей силы и логистики. При этом темпы роста в сегменте индейководства почти вдвое превысили средний уровень по птицеводству, который по информации Национального союза птицеводов, составил 2,1%.

Комментируя результаты ежегодного анализа данных от индейководческих компаний и поставщиков племенного материала, президент «АГРИФУД Стретеджис» Альберт Давлеев отметил, что в прошлом году спрос на индейку по-прежнему превышал предложение. «Это стало особенно очевидно в третьем квартале, когда ведущие компании вступили в активную фазу совершенствования инфраструктуры, реструктуризации и расширения производства, — сказал он, — Мощности уже не успевают за спросом, им требуются модернизация и оптимизация».

Доля индейки в общем объеме производства мяса птицы в России в 2024 г. достигла 8%, в то время как в экспорте она едва превысила 6%. Кроме этого ненамного, до 4,3 тыс. т, вырос импорт, что также свидетельствует о недостаточной насыщенности отечественного рынка индюшатиной.

По словам Исполнительного директора НАПИ Анатолия Вельматова, среди компаний-членов ассоциации намечены и реализуются программы создания новых площадок откорма и племрепродукторов и запуск новых перерабатывающих производств в разных регионах.

Крупнейшие пять производителей мяса индейки в 2024 г. сохранили совокупную долю рынка на уровне 85%. В то же время личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства продолжают терять позиции — их доля снизилась до 6%, что на 1% меньше, чем в бройлерном птицеводстве. Основными факторами этого сокращения являются ограниченная доступность инкубационного яйца для частных фермеров и сложность реализации продукции. Развитие сетевой торговли требует стабильных и крупных объемов поставок, что затрудняет конкуренцию небольших хозяйств.

Российская индюшатина заполонила Китай

Согласно оценке ИА «ИМИТ», в 2024 г. экспорт индейководческой продукции из России достиг 27,7 тыс. т, что на 8% (+2,0 тыс. т) больше, чем в 2023 г. Поставки осуществлялись в 37 стран, среди которых крупнейшими импортерами стали Китай (59,5%), Конго и Бенин.

Российская индюшатина практически полностью заняла китайский рынок — объем поставок составил 16 тыс. т. При этом рост экспорта в Китай в 2024 г. превысил 72%, что подтверждает высокий спрос и конкурентоспособность российской продукции на международном уровне.

Эксперты «АГРИФУД Стретеджис» отмечает, что в 2024 г. российский экспорт индейки продемонстрировал значительный качественный скачок, перейдя из категории «коммодитиз» в розничный сегмент. Продукция стала доступна на полках крупных ближневосточных торговых сетей и онлайн-платформах. Так, компания «Дамате» начала поставки в розничную сеть Prime Markets в Саудовской Аравии, а «Агроплюс» — в крупнейшую сеть LuLu в Объединенных Арабских Эмиратах. Интересно, что Саудовская Аравия почти удвоила импорт, достигнув 750 т, что позволило России занять 45% местного рынка индюшатины.

Стабильные цены и тренд на ЗОЖ: драйверы продаж

Главной задачей российских индейководов по-прежнему остается удовлетворение внутреннего спроса. Согласно данным мониторинга НАПИ, ценовая ситуация на рынке индейки оставалась относительно стабильной на протяжении всего года. В то время как цены на недорогие части тушек — голень и крыло — оставались практически неизменными, стоимость мяса механической обвалки, используемого для производства мясных и колбасных изделий, даже снизилась на 15%. Ключевые позиции ассортимента — филе грудки и бедра индейки — начали расти в цене только в IV квартале, пропорционально увеличению сезонного спроса, достигнув 480 руб. за килограмм на оптовом рынке.

При этом индейка на полках магазинов оказалась значительно более доступной, чем говядина и баранина, которые в 2024 г. продемонстрировали рекордный рост розничных цен, достигнув уровней 800—1000 руб. за килограмм. По мнению А. Давлеева, это свидетельствует о том, что индюшатина успешно заменяет более дорогое красное мясо, включая свинину, в рационе российских потребителей. Она открывает широкие возможности для разнообразия выбора блюд, а также для производства мясных и колбасных изделий и деликатесов.

«Основным драйвером увеличения продаж мяса индейки является постоянно растущий тренд здорового питания, который, по оценкам маркетинговых агентств, превышает 8,5% в год. К сожалению, индейководство пока за ним не успевает, но зато находится в авангарде спроса в мясной категории», — констатировал А. Давлеев. В подтверждение своих слов он привел данные Института Человека «РОМИР», согласно которым наблюдается рост категории индейки на 4%. Этот рост обусловлен значительным увеличением числа российских семей, которые хотя бы раз в году покупают индейку, а также более быстрым темпом реализации замороженной продукции.

Последнее, по словам А. Давлеева, отражает растущую пенетрацию дистрибуции продуктов из индейки в дальние регионы страны и вглубь сельских территорий. «Продажи индейки в России в 2024 г. стали действительно омниканальными: сегодня они осуществляются не только в сетевых супермаркетах, магазинах „у дома“, частных мясных лавках, в онлайн-магазинах и службах доставки, но и зашли в сетевой фуд-сервис. В самой популярной сети „Вкусно. И Точка“ уже несколько месяцев очень успешно продаются новые бургеры с индюшиным беконом, готовится запуск новинок из индейки и у других крупнейших операторов быстрого питания», — сообщил эксперт.

Дефицит племенной базы и яиц: барьеры для развития

А. Вельматов отметил, что главной проблемой, сдерживающей дальнейшую реализацию потенциала российского индейководства остается недостаточная племенная база отрасли. «К сожалению, продуктивных и конкурентоспособных отечественных кроссов промышленной индейки в России не осталось, — сказал эксперт, — поэтому племенной материал приходится закупать за рубежом, только частично локализуя производство инкубационного яйца на нескольких племрепродукторах».

По данным НАПИ, основным сдерживающим фактором для производства индейки в 2024 г. стали недопоставки инкубационного яйца по импорту, что привело к росту себестоимости продукции. Это связано с удорожанием племенного материала, вызванным резким сокращением его предложения на мировом рынке из-за продолжающихся с 2022 г. вспышек гриппа птиц в крупнейших центрах промышленного индейководства Европы и Северной Америки.

По сравнению с 2023 г. импорт инкубационных яиц индейки сократился на 23% — с 23 млн до 17,5 млн штук. Однако, по словам исполнительного директора НАПИ, отечественным индейководам удалось практически полностью компенсировать эти потери и даже увеличить собственное производство яиц для инкубации до 34,5 млн штук. Это позволило повысить уровень самообеспеченности отрасли с 55 до 66%.

Дефицит яиц сохраняется и в начавшемся году. «Поскольку значительно нарастить их производство в России возможно только в перспективе 3—5 лет, да и то при наличии надежного источника комплектов родительских стад или яиц из-за рубежа, а также доступности экономически выгодных кредитных программ для инвестиций в племенную работу», — прогнозирует «АГРИФУД Стретеджис».

Продолжает оставаться серьезным вызовом для отечественного промышленного индейководства и непрекращающаяся панзоотия гриппа птиц. После некоторого затишья в первой половине 2024 г., с августа вспышки этой болезни охватили обширные территории США и Канады, большинство европейских стран, а также регионы Азии и Африки.

Российские производители индейки вынуждены инвестировать десятки миллионов рублей в программы биобезопасности и биозащиты на своих фермах, а также в постоянный лабораторный мониторинг с участием специалистов региональных ветслужб и Россельхознадзора. Для более эффективного взаимодействия индейководов с государственными органами и внутри отрасли в НАПИ создается Технический комитет, в который войдут представители ветеринарных служб и служб качества ведущих производителей индейки.

Несмотря на объективные сложности и вызовы, эксперты уверены, что при должном уровне государственной поддержки цели по увеличению годового производства индейки в России до 650—700 тыс. т могут быть достигнуты в течение ближайших пяти лет. Также, по мнению специалистов, поставленная руководством страны задача увеличить экспорт индейки в полтора раза к 2030 г. вполне осуществима.




К сведению

Россияне предпочитают мясо птицы

По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), птицеводство продолжает занимать лидирующие позиции среди подотраслей животноводства в России по объемам производства мяса. Стабильный ежегодный прирост выпуска подтверждает устойчивое развитие отрасли, а мясо птицы остается наиболее доступным и востребованным продуктом на отечественном рынке.

Подводя предварительные итоги 2024 г., эксперты отметили, что объем производства мяса птицы в целом сохранялся на стабильном уровне по сравнению с предыдущим годом. Однако в мае — июне и ноябре было зафиксировано сокращение объемов выпуска, что привело к временному снижению предложения на рынке и, как следствие, к росту цен. В дальнейшем, по мере восстановления объемов производства, цены оперативно откорректировались в сторону снижения.

В 2024 г. многие предприятия сталкивались с трудностями в процессе выращивания птицы. Производители курятины сообщали о проблемах с доступностью вакцин и инкубационного яйца, что повлияло на сохранность поголовья. Проблемы с сохранностью птицы остаются и в этом году.

Средняя цена реализации тушки цыпленка-бройлера в 2024 г. оказалась на 4% ниже, чем в 2023 г. При этом в периоды дефицита наблюдались резкие ценовые колебания, что подтверждает высокую чувствительность рынка к изменениям в объемах предложения.

Согласно прогнозу Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), экспорт мяса птицы и субпродуктов в 2024 г. может превысить уровень 2023 г. на 15%. При благоприятных условиях объем поставок за рубеж может превысить 400 тыс. т. Доля экспорта в общем объеме производства в России также может достигнуть рекордных 7%.

Основным направлением экспорта остается Китай, на который приходится 38–40% всех зарубежных поставок. Однако изменения по сравнению с прошлым годом минимальны — рост составил всего 3%. В то же время ключевыми драйверами увеличения экспорта в 2024 г. стали Саудовская Аравия, Азербайджан, ОАЭ, Конго и Таджикистан.

В структуре экспорта преобладает курятина, доля которой составляет 96%. Среди категорий продукции наиболее значительную часть занимает куриное филе — 40% от общего объема поставок.

На фоне увеличения объемов экспорта курятины произошло снижение доли индейки в общем объеме зарубежных поставок. Однако в абсолютных показателях экспорт индейки в 2024 г. может превысить уровень 2023 г. на 10%.

Рост общего объема импорта мяса птицы в Россию в 2024 г. может составить 13% по сравнению с предыдущим годом. Основным фактором увеличения импортных поставок стал резкий рост импорта из Китая, который, согласно прогнозам, может превысить уровень 2023 г. в пять раз. Также отмечается рост поставок из Республики Беларусь и Казахстана, в то время как импорт из Бразилии сократился примерно на 25%.

По данным аналитиков, Республика Беларусь и Казахстан поставляют в Россию все основные виды мяса птицы — курятину, индейку и утку. Китай экспортирует преимущественно курятину и утку, тогда как из Бразилии, Парагвая, Турции, Узбекистана и Азербайджана ввозится только курятина.

Анализируя ситуацию на рынке индейки в ИКАР отметили, что с августа 2024 г. в отрасли индейководства наблюдается сложная ситуация, связанная со значительным сокращением предложения в оптовый сегмент со стороны крупнейших производителей. Это привело к изменениям рыночной конъюнктуры, особенно по ключевым товарным позициям. При этом поставки в торговые сети оставались на более стабильном уровне.

С августа 2024 г. на российском рынке фиксировалось устойчивое повышение цен. В ноябре — декабре были зафиксированы рекордные уровни стоимости филе грудки и филе бедра индейки. В декабре 2024 г. цена филе грудки выросла на 35% по сравнению с декабрем 2023 г. В среднем за 2024 г. стоимость филе грудки оказалась на 17% выше, чем годом ранее.

В последние недели 2024 г., под влиянием поступления на рынок дополнительных объемов продукции, цены начали демонстрировать незначительное снижение. При дальнейшем увеличении предложения эксперты прогнозируют дальнейшую корректировку цен вниз, однако средние значения за год могут оставаться на достаточно высоком уровне. По предварительным оценкам, экспорт индейки в 2024 г. сохранит положительную динамику, увеличившись на 10% по сравнению с прошлым годом.

Также эксперты обратили внимание, что другой сегмент птицеводства рынок утки остается относительно узким, а его наполнение и уровень цен во многом определяются деятельностью трех ключевых производителей. В начале 2024 г. было зафиксировано сокращение объемов инкубационного яйца, что привело к снижению производства и отсутствию запасов. Эти факторы способствовали росту цен, которые достигли максимальных значений в начале года. При этом стабильные объемы поставок сохранялись в торговые сети, в то время как в оптовом сегменте наблюдалось снижение отгрузок.

Летний период традиционно сопровождался сокращением спроса на утку, что, наряду с постепенным увеличением производства, привело к снижению цен. Однако благодаря низкому уровню цен ряду предприятий удалось сократить накопленные запасы, и уже с июля цены начали расти. В конце года складывалась неоднородная ситуация: у одних производителей накапливались запасы тушки, у других — филе, что оказывало влияние на общий уровень цен. На рынке Центральной России увеличились поставки утки из Сибири, а также отмечалось присутствие продукции из Республики Беларусь, которая часто предлагалась по более низким ценам.

В течение 2024 г. средний уровень цен на тушку утки продемонстрировал стабильную положительную динамику, увеличившись на 4%. Стоимость филе грудки выросла на 4,4%, а окорочка — на 19%. Как полагают в ИКАР, утка остается высоко востребованным продуктом, но все производители понимают, что очень важно удерживать баланс объема производства и стремиться не превышать относительно стабильный объем спроса, что позволит сохранить более высокий уровень цен.