С 11 февраля начал действовать новый порядок проверки документов, направленных заказчиками в антимонопольный орган, для внесения организаций и предпринимателей в реестр недобросовестных поставщиков (приказ ФАС России от 24.12.2024 № 1072/24). С этой даты решение комиссии стало самостоятельным основанием для внесения сведений в РНП. По просьбе «ЭЖ-Юриста» эксперты проанализировали новый порядок и оценили его влияние на бизнес.
ФАС России уточнила порядок проверки документов для внесения в РНП
Комментарий эксперта
Документ содержит положения о подведомственности рассмотрения обращений, а также устанавливает сроки и порядок взаимодействия с ведомством.
Согласно новому порядку обращение может быть направлено в ЦА ФАС России либо в ее территориальный орган по месту нахождения заказчика. Тем не менее ЦА ФАС России будет рассматривать обращение лишь в том случае, если НМЦД (цена лота) превысила 700 млн руб. или 100 млн руб. (для заказчиков с общей суммой договоров за предшествующий год свыше 1 (одного) млрд руб.). В остальных случаях рассматривать обращение будут территориальные органы. При этом если документы были ошибочно направлены в ЦА ФАС России или, наоборот, в территориальный орган, то документы будут перенаправлены в нужный орган в течение трех рабочих дней, следующих за днем их поступления.
Общий срок рассмотрения полученных от заказчика документов будет составлять 10 рабочих дней со дня их поступления. Вместе с тем в течение трех рабочих дней с обозначенной даты ведомство будет осуществлять их проверку на соответствие требованиям Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 (далее — Правила). Стоит напомнить, что для подтверждения сведений (п. 2—4 Правил) по-прежнему могут предоставляться различного рода документы или предъявляться различные требования. Также такое подтверждение может зависеть от обстоятельств расторжения договора, а также от того, кем является участник применительно к способу заключения договора.
Далее регулятор будет направлять заказчику соответствующее уведомление о назначении даты рассмотрения обращения либо о необходимости направления в уполномоченный орган каких-либо документов. Отметим, что в таком случае на устранение недостатков заказчику отводится три рабочих дня с даты получения уведомления, а рассмотрение обращения на этот период приостанавливается.
Немаловажно, что порядок предусматривает права заказчика, участника, а также комиссии антимонопольного органа при рассмотрении обращения. В частности, заказчик и участник торгов смогут присутствовать на заседании комиссии, предоставлять информацию, документы и объяснения как письменно, так и устно. Комиссия также сможет запросить у сторон дополнительные документы, материалы и информацию. Для этого ведомство будет направлять посредством почтового отправления или по электронной почте мотивированный запрос с указанием срока, в который будет необходимо предоставить указанную информацию.
Пожалуй, ключевым нововведением является то, что новый порядок не предусматривает вынесения заключения и приказа о включении в РНП. Согласно новому порядку самостоятельным основанием для включения сведений в РНП будет являться решение комиссии антимонопольного органа.
Безусловно, четкая регламентация процедуры включения в РНП была крайне необходима. Полагаем, что новый порядок будет способствовать тому, что все стороны данного процесса получат реальную возможность своевременно и в полном объеме защищать свои права и законные интересы.
Комментарий эксперта
В целом процедура рассмотрения вопросов о включении в РНП применяется давно и может считаться сложившейся. Тем не менее новый приказ ФАС России вносит дополнительную ясность и порядок в одну из ключевых процедур в области контроля закупок. Включение в РНП на целых два года блокирует доступ к госзаказу, а потому эта процедура должна быть тщательно урегулирована.
Приказ четко прописывает, например, случаи, когда материалы для потенциального включения в реестр рассматриваются в центральном аппарате ФАС России. Это достаточно крупные закупки и заказчики, критерии перечислены в приказе. В остальных случаях материалы должны рассматриваться в территориальных антимонопольных органах.
Также важно, что за лицом, в отношении которого направляются материалы для включения в РНП, фиксируется право представления доказательств в свою защиту и участия в заседании комиссии. Уточнение этого вопроса в новом приказе очень важно.
Стоит отметить и актуальность отражения в приказе порядка и сроков действий антимонопольного органа в ситуации, когда госзаказчик представил ему сведения, не отвечающие (в том числе по составу) требованиям Правил. В таком случае орган ФАС приостанавливает рассмотрение таких сведений и направляет в течение трех рабочих дней госзаказчику уведомление о необходимости представить корректные сведения. На исправление ситуации заказчику также отводится три дня.
Комментарий эксперта
Согласно порядку для внесения в реестр недобросовестных участников закупки и поставщиков (исполнителей, подрядчиков) по Закону № 223-ФЗ в ФАС либо ее территориальные органы поступают документы, направленные заказчиками в антимонопольный орган, содержащие ряд сведений (п. 2—4 Правил).
Если документы не будут соответствовать составу и требованиям, которые указаны в п. 2—4 Правил, заказчика уведомят о необходимости исправить недостатки в течение трех рабочих дней с момента получения такого уведомления. Аналогичное правило ранее было установлено в п. 7 Правил.
При этом, если с документами все в порядке, ФАС направит заказчику, участнику закупки или поставщику по почте или по электронной почте уведомление о назначении их рассмотрения, в том числе о дате, месте и времени.
Представляется, что утвержденный ФАС порядок проверки документов однозначно вносит большую ясность как для заказчиков, так и для поставщиков, упрощает процедуру проверки документов и будет способствовать формированию единообразной практики применения положений законодательства в части включения в РНП и исключения из него.
Раньше при решении подобных вопросов руководствовались приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 и отдельными разъяснениями. Документы рассматривались соответствующими территориальными антимонопольными органами по месту нахождения заказчика, но ФАС России могла рассматривать документы независимо от места нахождения заказчика (письмо ФАС России от 05.07.2019 № ИА/57470/19).
Сроки направления уведомления о дате, месте и времени рассмотрения документов в старом приказе не предусматривались, не закреплялись права участников рассмотрения.
Таким образом, если раньше заключение территориального органа, которое являлось документом внутриведомственного характера, не порождало для субъектов каких-либо прав и обязанностей, в арбитражном суде обжаловали соответствующий пункт приказа ФАС России. А теперь решение комиссии станет самостоятельным и окончательным основанием для внесения сведений в РНП.