Как считать транспортный налог по автомобилю с несколькими двигателями

| статьи | печать

Сейчас получили распространение гибридные автомобили, которые имеют и электродвигатель, и двигатель внутреннего сгорания. О том, как считается транспортный налог по таким авто, Минфин России рассказал в письме от 15.01.2025 № 03-05-06-04/2181.

Налоговом кодексе сказано, что в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Но как считать налоговую базу, если у автомобиля два двигателя? Нужно ли суммировать мощности обоих двигателей, или надо брать в расчет только один самый мощный двигатель либо двигатель, на котором автомобиль едет? Четкого ответа на этот вопрос Налоговый кодекс не дает.

В комментируемом письме специалисты финансового ведомства указали, что, согласно п. 1 ст. 362 НК РФ, налоговики рассчитывают транспортный налог на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Соответственно, для исчисления транспортного налога определение налоговой базы в отношении автотранспортного средства, имеющего несколько двигателей, осуществляется налоговыми органами исходя из содержания сведений о мощности двигателей, представленных в составе формы в порядке информационного взаимодействия с органами ГИБДД МВД России. С помощью совокупной мощности указанных двигателей осуществляется привод транспортных средств в движение, их длительный пробег и перемещение в пространстве, то есть использование транспортных средств по прямому назначению. Следовательно, в таком случае за основу налоговой базы не может приниматься мощность какого-либо одного из двигателей. В противном случае произвольное изъятие из комплектности и конструкции гибридного транспортного средства любого из двигателей и, соответственно, части мощности для целей налогообложения привело бы к потере индивидуально-определенного характера технических параметров транспортных средств и вмешательству в деятельность и право производителя, выпустившего продукцию именно с такими параметрами, и нарушению технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, на соответствие требованиям которого указанная продукция была проверена и выпущена в оборот.

Из сказанного финансистами следует, что в расчет следует брать мощности обоих двигателей. Это согласуется с разъяснениями, которые специалисты финансового ведомства давали раньше. Так, в письме от 20.02.2024 № 03-13-06/14993 они прямо указали, что при исчислении транспортного налога должна учитываться указанная в технической документации на транспортное средство номинальная мощность всех двигателей, обеспечивающих привод транспортного средства. А в письме от 02.02.2023 № 03-05-04-04/8694 Минфин России разъяснил, что, согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.07.2016 № 81 «О форматах и структурах электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники», максимальная мощность электродвигателя — это максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода. В перечне сведений, указываемых в электронном паспорте транспортного средства в показателе «электродвигатель электромобиля», указывается максимальная 30-минутная мощность. Таким образом, для целей исчисления транспортного налога при определении мощности электродвигателя транспортного средства необходимо учитывать максимальную 30-минутную мощность. При наличии в транспортном средстве одновременно двигателя внутреннего сгорания и электрического двигателя, приводящих транспортное средство в движение, следует учитывать суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальную 30-минутную мощность и мощность двигателя внутреннего сгорания. В случае наличия в транспортном средстве двух электродвигателей, приводящих транспортное средство в движение, необходимо учитывать суммарную максимальную 30-минутную мощность двух электродвигателей.

Отметим, что разъяснения, данные в письме Минфина России от 02.02.2023 № 03-05-04-04/8694, были предметом рассмотрения Верховного суда РФ, который признал эти разъяснения не противоречащими действующему налоговому законодательству (решение Верховного суда РФ от 01.06.2023 № АКПИ23-240). Верховный суд РФ, проанализировав нормы законодательства о налогах и сборах, пришел к выводу, что суммарный или, иными словами, общий учет мощностей двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя, имеющихся в гибридном автомобиле, определяет налоговую базу такого транспортного средства.