Минфин & ФТС: риски относительно включения дивидендов в таможенную стоимость импортируемых товаров

| статьи | печать

В связи с обращениями участников внешнеэкономической деятельности в Минфин России по вопросу включения дивидендов в таможенную стоимость товаров ведомство направило в адрес таможенных органов свою позицию (письмо Минфина от 10.02.2025 № 27-01-21/11349, опубликовано на сайте ФТС России).

Актуальность данных разъяснений обусловлена тем, что в настоящее время таможенные органы стали более активно инициировать таможенные проверки и практически во всех случаях включать перечисляемые за рубеж дивиденды в таможенную стоимость импортируемых товаров с последующим доначислением таможенных пошлин и налогов.

Минфин России в своих разъяснениях отметил, что при ввозе товаров в рамках внутригрупповых сделок и при условии, что доход (выручка) российского покупателя формируется преимущественно за счет продажи импортируемых товаров, возникает риск манипулирования элементами стоимости товара, формирующими его таможенную стоимость. Следует отметить, что решение вопроса о выплате дивидендов оказывается исключительно вопросом усмотрения иностранного поставщика и (или) взаимосвязанных с ним участников группы компаний.

Данный риск требует проработки со стороны таможенных органов путем проведения анализа всех обстоятельств, сопутствующих продаже товаров, в том числе таких, как условия приобретения товаров и порядка (методологии) ценообразования экспортером.

В письме Минфин разъяснил, что если импортер не подтвердит, что товары приобретены в рамках конкурентных рыночных условий, и по результатам анализа таможенным органом будет установлено, что поименованные в качестве дивидендов платежи являются таковыми лишь по форме, а по своей сути — обеспечивают получение продавцом части причитаю­щегося ему дохода (выручки) от продажи ввезенных товаров и выполняют данную функцию в отношениях между сторонами внешнеторгового контракта, то такие платежи включаются в таможенную стоимость товаров в качестве предусмотренного законодательством обязательного элемента.

Дополнительно Минфин России в своем письме предложил учитывать возможность использования механизма отложенного определения таможенной стоимости с соответствующей спецификой уплаты таможенных платежей, если на момент декларирования товаров известно, что товары не могут быть приобретены без уплаты дополнительных платежей, которые исходя из своего действительного смысла не являются дивидендами, но при этом величина этих платежей будет определена после выпуска товаров (решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 № 103 «Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров»).


цитируем документ

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 № 103 «Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров» (далее — Порядок) определены случаи отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) при использовании отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности заявления сведений о предварительной величине таможенной стоимости товаров, порядок и сроки заявления точной величины таможенной стоимости товаров, особенности таможенного контроля таможенной стоимости товаров.

Письмо Минфина России от 10.02.2025 № 27-01-21/11349


В силу вышеизложенной позиции Минфина и с учетом продолжающихся таможенных проверок можно сделать вывод, что особую актуальность приобретает подготовка заранее всей ценовой документации по внутригрупповым внешнеторговым сделкам и качественно проработанной позиции импортера, подтверждающей корректность заявляемой таможенной стоимости и отсутствие необходимости включать в нее дивиденды.

На практике среди подтверждающих документов, представляемых для анализа и проверки таможенным органам, среди прочих могут быть:

  • экспортная декларация страны отправления;

  • пояснения экспортера о методологии ценообразования товаров, о трансфертном ценообразовании, о калькуляции себестоимости;

  • прайс-листы;

  • внешнеторговый контракт с ценовыми спецификациями;

  • бухгалтерские документы импортера по оприходованию проверяемых товаров;

  • пояснения импортера о калькуляции прибыльности и всех понесенных затратах;

  • документы по реализации товаров на внутреннем рынке и документально подтвержденный расчет так называемых проверочных величин, подтверждающих отсутствие влияния взаимосвязи на цену сделки.