1 марта вступил в силу новый приказ ФАС России от 02.12.2024 № 937/24, которым утвержден новый Порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Теперь такое предупреждение можно будет получить не только по почте. О том, чем еще новый Порядок отличается от ранее действовавшего, читайте в комментариях экспертов.
ФАС России обновила порядок выдачи предупреждения за нарушение антимонопольного законодательства
Комментарий эксперта
Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ в Закон о защите конкуренции включен институт предупреждения нарушений антимонопольного законодательства (ст. 39.1), в рамках которого хозяйствующему субъекту, в чьих действиях имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть направлено указание на выявленные антимонопольным органом признаки нарушения Закона о защите конкуренции.
Стоит отметить, что не по всем составам нарушения антимонопольного законодательства закон допускает возможность выдачи предупреждения. Согласно ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение возможно выдать в случае:
-
злоупотребления доминирующим положением по отдельным составам: навязывание невыгодных условий договора (п. 3 ч. 1 ст. 10), необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора (п. 5 ч. 1 ст. 10), необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар (п. 6 ч. 1 ст. 10), создание дискриминационных условий (п. 8 ч. 1 ст. 10);
-
недобросовестной конкуренции путем дискредитации (ст. 14.1), введения в заблуждение (ст. 14.2), некорректного сравнения (ст. 14.3), недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну (ст. 14.7), а также осуществления недобросовестной конкуренции в иных формах (ст. 14.8) и пр.
Первый приказ ФАС России (от 14.12.2011 № 874), принятый во исполнение указанной нормы, вступил в силу 24.01.2011 и в дальнейшем дважды переиздавался примерно в той же редакции: в 2016 г. (от 22.01.2016 № 57/16) и в 2024 г. (вступил в силу с 01.03.2025).
Единственное нововведение, которое можно отметить, внесено в п. 7 нового приказа. Направление предупреждения теперь допускается не только заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, но и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование получения адресатом.
Такое уточнение в новом приказе связано в том числе с возможностью указания в ЕГРЮЛ адреса электронной почты для направления корреспонденции, что, несомненно, упрощает взаимодействие с госорганом и позволяет оперативно получить предупреждение.
Введение института предупреждения и результаты его использования за более чем десятилетний период однозначно свидетельствуют о пользе данного превентивного механизма, поскольку он позволяет как антимонопольному органу оперативно отреагировать на признаки нарушения антимонопольного законодательства, так и хозяйствующему субъекту принять меры для ускоренного устранения таких признаков без каких-либо последствий для себя.
Комментарий эксперта
Приказ устанавливает новый Порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в случае их выявления. В том числе запреты на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение посредством некорректного сравнения и на иные формы недобросовестной конкуренции и пр. (ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции).
При этом в старом приказе не было такого основания для выдачи предупреждения, как ч. 1 ст. 10.1 Закона о защите конкуренции: о запрете действия (бездействия), совершаемых хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой и обеспечивающим посредством ее использования совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями. В этой части новый приказ приведен в соответствие со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции. При этом ее отдельные положения (о продлении срока выполнения предупреждения и о выдаче предупреждения комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства) вступят в силу только с 1 сентября.
Кроме того, в новом документе не установлен срок, в течение которого ответственное подразделение ФАС России готовит проект предупреждения после получения положительного заключения внутриведомственной правовой экспертизы о правильности установления признаков нарушения антимонопольного законодательства. Ранее он составлял два рабочих дня. В нем также нет некоторых положений, дублирующих нормы ст. 39.1 Закона о защите конкуренции. Можно предположить, что они исключены в целях повышения юридической техники нового документа.