В 2024 г. валовая добавленная стоимость креативной экономики составила 7,5 трлн руб., ее вклад в ВВП России — 4,1%. При этом индекс физического объема валовой добавленной стоимости креативной экономики вырос на 12,1% по сравнению с 2023 г., сообщил Росстат. По мнению замминистра экономического развития России Татьяны Илюшниковой, развитие креативных индустрий — это дополнительная возможность для регионов, где нет большой сырьевой базы и традиционной промышленности, эффективно развивать свою экономику.
Комментируя динамику развития рынка, замминистра отметила, что в последние годы наблюдается стабильный рост вклада креативного сектора в ВВП России. «В 2017 г. вклад креативной экономики в ВВП страны составил 2,8%, или 2,3 трлн руб., в 2020 г. — 3,2%, или 3,1 трлн руб., в 2023 г. — 3,8%, или 6 трлн руб. При этом президентом поставлена задача по его увеличению. В настоящий момент Минэкономразвития России решает институциональные задачи: формируется Единый реестр субъектов креативных индустрий, определены соответствующие ОКВЭД. Наряду с разработкой Стратегии развития креативных индустрий до 2036 г. это позволит системно подходить к расширению сектора», — отметила Т. Илюшникова.
В ведомстве напомнили, что креативная экономика охватывает такие индустрии, как музыка, реклама, мода, архитектура, образование, народные промыслы, кино, музеи, информационные технологии, ювелирное дело и др. Ключевое в креативном продукте — уникальная творческая идея, имеющая экономический потенциал. В большинстве отраслей экономики есть креативная составляющая. Например, в текстильном производстве это формирование дизайн-концептов одежды, в строительстве — разработка архитектурных проектов, в киноиндустрии — создание кинофильмов или телепрограмм.
Наибольший вклад в развитие креативной экономики вносят такие виды деятельности, как «Разработка компьютерного программного обеспечения» (34,96%), «Реклама и пиар» (13,38%), а также «Гастрономия» по коду ОКВЭД «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания» (10,6%).
Цифры отражают значимость креативных индустрий для экономики страны, что находит подтверждение в Едином плане по достижению национальных целей развития РФ. Одной из ключевых задач, поставленных в этом плане, является увеличение доли креативных индустрий в ВВП до 6% к 2030 г.
Творчеству установят рамки
Для того чтобы эти цели были достигнуты, Минэкономразвития России разрабатывает стратегию развития креативной экономики, в которой будут прописаны конкретные шаги и механизмы для стимулирования роста и поддержания инновационной активности в этой сфере. В настоящее время проводится обсуждение предложений, которые лягут в основу этой стратегии.
Проектным группам необходимо к концу марта подготовить предложения по структуре и содержанию, а к маю — итоговый драфт стратегии развития креативной экономики до 2030 г. Документ в дальнейшем будет представлен в рамках стратегической сессии Председателя Правительства РФ.
В ходе первого совещания в расширенном составе с участием представителей ФОИВ, отраслевых объединений, депутатов Государственной Думы министр экономического развития России Максим Решетников сообщил, что для обсуждения основных разделов стратегии будут созданы четыре проектные группы: по стратегии развития и реализации госполитики в сфере креативной экономики, нормативному регулированию и мерам поддержки, выработке региональной политики развития креативных индустрий и сводно-редакционная группа.
Статиндикатор, отражающий долю креативной экономики в ВВП, декомпозирован на все профильные ФОИВ в разрезе индустрий, поэтому ведомствам нужно определиться с набором задач и мероприятий, необходимых для включения в план реализации стратегии и для достижения показателей Единого плана. «Прошу коллег из профильных ФОИВ уже сейчас провести анализ действующих отраслевых мер поддержки по возможности ориентирования на „креативку“. В части Минэкономразвития эта работа уже начата: отдельные программы поддержки МСП дополнены положениями по поддержке субъектов креативных индустрий», — отметил М. Решетников.
Нормативная база требует доработки
Напомним, что с 5 февраля 2025 г. вступил в силу Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий», но для его полноценной реализации требуется принятие ряда нормативных актов. В настоящее время Минэкономразвития проводит их общественное обсуждение и межведомственное согласование. В их числе — проект постановления правительства о порядке формирования и ведения единого реестра субъектов креативных индустрий, постановление о критериях для признания территории креативным кластером, а также проект министерского приказа, утверждающего перечень видов экономической деятельности в сфере креативных индустрий на основе Общероссийского классификатора.
Планируется подготовить также отдельные методические рекомендации по развитию креативных индустрий для регионов: они будут включать описание нормативной базы, институциональной структуры, инфраструктуры и мер поддержки.
«В результате этой работы мы должны получить не только набор приказов и постановлений. Я бы хотел, чтобы мы вышли на конкретные крупные международные проекты с описанием понятного результата, готового продукта. И для этого необходимо сосредоточиться на действительно ключевых решениях, на снятии барьеров, которые мешают развиваться отрасли», — подчеркнул М. Решетников.
Одним из ключевых направлений работы является законодательное снятие барьеров, мешающих развитию креативной экономики, подтвердил первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Денис Кравченко. «Еще на этапе написания федерального закона мы получили множество предложений по его развитию. Своим конечным результатом видим предложения по распределению зон ответственности между регионами и муниципалитетами в части креативной экономики, а также разработку комплекса мер поддержки, которые позволят добиться целевых показателей к 2030 году», — отметил эксперт.
В современном мире креативные индустрии становятся не только драйвером экономики, но и важным инструментом социального развития. «Креативные индустрии создают ценностно ориентированную экономику, генерят не только экономические эффекты, но и социальные. Очень важно, что в таком экспертном составе с привлечением лидеров отрасли, институтов развития под руководством министра экономического развития проходят обсуждения концепции развития креативной экономики. Это сложная и новая работа для страны, которая совместными усилиями принесет результат», — прокомментировала президент АНО «Креативная экономика» Марина Монгуш.
Важный аспект развития креативных индустрий — это их экспорт, который вносит весомый вклад не только в увеличение доли отрасли в общей структуре ВВП страны, но и в увеличение объема несырьевого экспорта, что является стратегической задачей развития РФ. «Российский экспортный центр рассматривает возможность интегрировать креативные индустрии в утвержденную Правительством РФ программу продвижения под единым брендом „Сделано в России“ и выражает готовность встроиться в работу по созданию соответствующих дополнительных профильных мероприятий в рамках реализации», — сказала генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.
Что движет идеи вперед
Остается открытым вопрос, какие меры реально привлекут инвестиции в креативные индустрии? На форуме по креативным индустриям и интеллектуальной собственности эксперты обсудили, что именно поможет отрасли расти быстрее. Отвечая на вопрос «Что больше всего способствует увеличению роста инвестиций в креативный сектор?», респонденты чаще всего выбирали вариант снижения налоговой нагрузки на стадии создания российских креативных, технологических продуктов (16%). Также участники форума отметили большое значение подготовки квалифицированных творческих кадров (15%) и расширения рынков сбыта, в том числе ЕАЭС и БРИКС+ (14%).
Выступая на форуме, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, председатель Общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» Андрей Кричевский отметил, что защита прав на объекты творчества и прозрачность в этой области стабилизируют рынок, увеличивают доверие инвесторов и открывают новые возможности для финансирования. Он также отметил, что регионы получают основной выигрыш от развития креативных индустрий, что способствует росту налоговых поступлений, созданию рабочих мест и улучшению качества жизни.
Резюмируя, эксперт подчеркнул, что успешное развитие креативных индустрий требует комплексного подхода — от защиты интеллектуальных прав до стимулирования инвестиций. Достижение поставленных целей и увеличение вклада креативных индустрий в ВВП России до 6% возможно лишь через взаимодействие бизнеса, государства и регионов.