В законопроекте есть ограничение: одно и то же лицо не может быть руководителем сразу в нескольких компаниях. Согласно пояснительной записке, такое ограничение позволит избежать злоупотребления использования «матрешечной» структуры, ограничив возможность ее использования только в качестве дополнительного инструмента структурирования бизнеса.
В чем плюсы для бизнеса? Действительно, при необходимости разделения операционной деятельности компании подобный инструмент структурирования удобен, если, например, материнская компания не может заниматься какими-либо видами деятельности в силу нормативного регулирования.
Однако не стоит забывать о налоговых обязательствах каждой «матрешки». Прежде чем регистрировать дочернюю компанию, стоит внимательно отнестись к рискам, связанным опять же с незаконным дроблением бизнеса, и решить, действительно ли есть необходимость в подобной структуре, ведь в большинстве случаев компании могут заниматься любым видом деятельности, поэтому стоит правильно выстроить в том числе операционную модель бизнеса.
Также интересен вопрос, каким образом и будет ли учитываться прибыль дочерней компании, если материнская компания пользуется налоговыми льготами, а при достижении определенного порога прибыли такие налоговые льготы материнской компанией утрачиваются. В данном случае есть риск злоупотреблений со стороны бизнеса в том случае, если и материнская компания, и дочерняя компания будут заниматься одним видом деятельности. Поэтому, вероятно, такая законодательная инициатива потребует дополнительных изменений в НК РФ.
В чем минусы подобной структуры? Во-первых, положения об ответственности материнской компании не исключаются, и нести ответственность за действия «дочерней» компании все-таки придется, во-вторых, возникнут и операционные расходы на содержание подобной структуры, в-третьих, при некорректном использовании предложенного инструмента все-таки остается открытым вопрос рисков, связанных с налогообложением.
Так или иначе, на наш взгляд, недостаточно изменить нормы только корпоративного законодательства. Изменение системных норм, существующих долгие годы, требует более тщательной проработки возможных последствий как для государства, так и для бизнеса, поэтому пользоваться новшествами, недавно вышедшими из-под пера законодателя, стоит аккуратно, взвесив все возможные риски и последствия.