АО/ООО получили право проводить общие собрания акционеров/участников дистанционно, а также подписывать бюллетени для голосования простой электронной подписью при принятии решения на общем собрании. Техническую сторону этой процедуры, а именно требования к проверке простой электронной подписи при подписании бюллетеней, должно определить правительство, которое подготовило соответствующий проект постановления (ID проекта: 155280). По мнению опрошенных «ЭЖ-Юристом» экспертов, для успешного внедрения инноваций в процесс проведения общих собраний недостаточно только технического сопровождения, компаниям необходимо обеспечить автоматизацию и внутренних корпоративных процедур. Другая проблема, которая может возникнуть, это влияние предлагаемого регулирования на судебную практику по корпоративным спорам.
Электронное голосование в АО/ООО: защитит ли ЕСИА электронные бюллетени от оспаривания?
Комментарий эксперта
Проект устанавливает требования к проверке простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке члена органа управления общества, в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33. Проверка подлинности простой электронной подписи, которой будет подписан бюллетень или его сканированный образ, будет осуществляться через сервис ЕСИА.
Согласно проекту участник голосования должен авторизоваться через портал «Госуслуги», загрузить в личный кабинет бюллетень или его сканированный образ и подписать его электронной подписью. Хранение подписанного документа и ключа электронной подписи также будет обеспечено порталом «Госуслуги».
АО или ООО будут иметь возможность проверить подлинность электронной подписи акционера/участника путем запроса и ознакомления с электронным результатом проверки, в котором будут также указаны дата и время подписания документа. Указанные сведения особенно важны, поскольку позволяют удостовериться, что волеизъявление было выражено именно в дату голосования не позднее времени для такого голосования. В случае нарушения даты и времени такой бюллетень не может быть учтен при подсчете голосов.
Проект также предусматривает ситуации, в которых акционер или участник хозяйственного общества поменял ключ электронной цифровой подписи, а вопрос о его участии в голосовании / голосование конкретным способом оспаривается.
Проверка подлинности простой электронной подписи при смене ключа электронной цифровой подписи возможна в течение пяти лет после голосования, поскольку ключ такой подписи хранится в ЕСИА не менее пяти лет.
При этом акционерам и участникам необходимо иметь в виду, что использование такого способа голосования будет возможно только при наличии верифицированного личного кабинета на портале «Госуслуги» и простой электронной цифровой подписи, полученной в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33. В связи с чем с определенными сложностями в этом могут столкнуться иностранные акционеры/участники хозяйственного общества. Учитывая, что курс на возврат иностранных компаний/участников намечен, вопрос в ближайшее время станет особенно актуальным.
В целом введение порядка электронного голосования положительно скажется на корпоративных процедурах в хозяйственных обществах. Потребуется ли усовершенствовать предусмотренную проектом процедуру, покажет правоприменительная практика.
Комментарий эксперта
Внедрение механизма проверки подписи — продолжение цифровой трансформации корпоративного управления, реализуемой в рамках Федерального закона от 08.08.2024 № 287-ФЗ. Предполагается, что новые правила устранят пробелы в регулировании, касающиеся подлинности волеизъявления в электронном формате.
До настоящего времени регулирование голосования в АО и ООО в электронной форме опиралось на нормы ст. 60 Закона об АО и ст. 37 Закона об ООО, допущения по поводу ПЭП, иное общее регулирование, связанное с идентификацией и аутентификацией. Однако на практике возникал правовой вакуум: возможность заверения бюллетеней ПЭП в законодательстве предусмотрена, но детального механизма проверки подлинности такой подписи в рамках корпоративных процедур не существовало.
Особенно важно отметить, что правовая неопределенность в данном вопросе сочеталась с ростом популярности электронных форм участия в общих собраниях. Сложности с идентификацией участников, отсутствием единых технических стандартов для удостоверения ПЭП и вариативностью практик хранения бюллетеней в разных цифровых системах препятствовали полноценному применению электронной формы.
Проект призван устранить указанные проблемы, обеспечив единый государственный подход к верификации подписей. С практической точки зрения это существенно укрепит правовую определенность и процессуальную защищенность электронных решений, что особенно важно для крупных акционерных обществ и обществ с широкой географией участников.
В числе положительных эффектов можно выделить легитимизацию цифровых форм участия, повышение доверия к электронным голосованиям, а также потенциальное снижение затрат на проведение собраний. Вместе с тем предполагаемые изменения потребуют от бизнеса внедрения новых процедур, в том числе интеграции с ЕСИА, возможного изменения внутренних регламентов и инструкций для акционеров/участников.
В то же время, несмотря на формально «технический» характер регулирования, предлагаемые меры несут потенциальную нагрузку на ИТ-инфраструктуру компаний и их кадровые ресурсы, особенно в части адаптации корпоративных процессов под государственные платформы.
Комментарий эксперта
Содержание проекта включает в себя исключительно техническое исполнение положений об использовании ПЭП при подписании электронных бюллетеней:
-
Сервис проверки. Проверка подлинности ПЭП осуществляется посредством сервиса Единой системы идентификации и аутентификации («ЕСИА»).
-
Возможность проверки при замене ПЭП. Если после подписания бюллетеня лицо заменило ПЭП, существует возможность проверки предыдущей ПЭП, ключ которой хранится в ЕСИА не менее пяти лет.
-
Объект проверки. Проверка подлинности ПЭП осуществляется в отношении бюллетеней, хранение которых происходит с использованием личного кабинета акционера или участника общества на портале «Госуслуги».
-
Субъект проверки. Проверка осуществляется самим обществом, проводившим голосование, с использованием ЕСИА.
-
Взаимодействие оператора ЕСИА и субъекта проверки. Оператор ЕСИА (Минцифры России) предоставляет хозяйственному обществу доступ к системе в целях проверки подлинности ПЭП.
-
Результат проверки. Результат предоставляется обществу в электронном виде и содержит в том числе сведения о дате и времени такой проверки.
Много преимуществ есть у направления бюллетеней для голосования в электронной форме, но основные из них — возможность принятия решения на заседании лицами, которые в силу тех или иных причин не могут присутствовать на заседании лично, более быстрое голосование и снижение организационных издержек. При этом реализация подписания и направления бюллетеней для голосования в электронной форме невозможна без идентификации (достоверного установления) лиц, принимающих участие в заседании, что и было предусмотрено новыми положениями законов о хозяйственных обществах и конкретизировано в проекте.
В настоящий момент не представляется возможным предугадать, какую позицию займут российские судебные инстанции в вопросе доказывания голосования на заседании надлежащим лицом, если такое лицо подписало бюллетень для голосования с помощью ПЭП, в том числе будут ли по-разному учитываться различные способы подписания бюллетеней в зависимости от их надежности (например, подписание документа УКЭП по своим техническим характеристикам считается надежнее ПЭП).
Комментарий эксперта
В августе 2024 г. в законодательство об АО и ООО были внесены масштабные изменения, которыми была установлена возможность дистанционного участия в общих собраниях участников или акционеров общества с помощью электронных либо иных технических средств и голосования с помощью бюллетеней в электронной форме.
Законодателю, обеспечивая такую возможность, важно закрепить механизмы, позволяющие снизить риски оспаривания результатов собраний и голосований, проведенных дистанционно (например, в случае мошеннических действий, когда какие-либо третьи лица могут действовать «от имени» акционера или участника, в случае злоупотреблений со стороны акционера или участника и в иных ситуациях).
В связи с этим в законах об ООО и АО появились положения о бюллетенях в электронной форме, согласно которым бюллетень для голосования в электронной форме или электронный образ заполненного бюллетеня для голосования подписывается (заверяется) заполняющим его лицом усиленной квалифицированной электронной подписью при наличии действующего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, что позволит достоверно установить лицо, подписавшее бюллетень.
Однако уставом общества могут быть предусмотрены иные варианты, например, подписание бюллетеня усиленной неквалифицированной электронной подписью или простой неквалифицированной подписью. В связи с этим подготовленным проектом устанавливаются требования к проверке простой электронной подписи, на которые ссылаются законы об АО и ООО в своих положениях. Таким образом, положения проекта носят скорее технический характер и направлены на формирование будущей правовой базы, которая обеспечивает правоприменение норм законодательства о голосовании бюллетенями в электронной форме.
Комментарий эксперта
С 1 сентября 2027 г. вступят в силу изменения в законы об АО и ООО, касающиеся способов подписания электронного бюллетеня: лицо, заполняющее бюллетень для голосования в электронной форме или электронный образ бюллетеня, должно подписать (заверить) его усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
Однако акционеры и участники обществ имеют право определить в уставе иной порядок подписания электронного бюллетеня, в том числе простой электронной подписью (ЭП), которая соответствует следующим условиям:
-
ключ ЭП получен при личной явке, как того требует закон;
-
личность подписанта устанавливается с использованием сведений, полученных из ФГИС ЕСИА (портал «Госуслуги»).
Законы (об АО и ООО) содержат отсылку, что требования к проверке простой электронной подписи при хранении бюллетеня для голосования в электронной форме или электронного образа заполненного бюллетеня для голосования устанавливаются Правительством РФ.
УКЭП считается более защищенной подписью, в то время как данные из «Госуслуг» часто подвергаются нападкам мошенников. Именно поэтому важно, чтобы хозяйственные общества могли провести проверку подлинности простой ЭП, которой были подписаны бюллетени.
Подготовленный правительством проект определяет требования к проверке простой электронной подписи, которой могут быть подписаны бюллетени для голосования, и обязывает операторов единой системы идентификации и аутентификации предоставлять АО и ООО доступ к сервису в целях проверки подлинности простой ЭП.
Комментарий эксперта
Самые очевидные риски использования предлагаемого порядка проверки простой электронной подписи бюллетеней через сервис Госуслуг и предоставление доступа к сервису по проверке обществам связаны:
-
с неправомерным получением доступа к личному кабинету участника или акционера;
-
с возможными злоупотреблениями, недобросовестными действиями самого общества.
Однако, это не говорит о том, что сам способ проверки обладает очевидными недостатками. Здесь скорее, как и в иных подобных случаях, участникам или акционерам самим нужно будет следить за предоставлением третьим лицам своих данных для доступа к личным кабинетам на Госуслугах и знакомиться с результатами проверки подлинности подписи, проводимой обществом.
Это важно, в частности, для признания решения общего собрания недействительным в связи с нарушением требований закона ввиду нарушения порядка проведения собрания, принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участков собрания или ввиду того, что у лица, выступающего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия на совершение распорядительных действий в виде подписания бюллетени для голосования.