Приватизация: что ждет покупателей госимущества в связи с изменением законодательства?

| статьи | печать

Президент подписал Закон1, который вносит изменения в регулирование отдельных приватизационных процедур, установленное Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ: порядок участия в них, правила признания лица победителем и продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме. Эксперты поделились с «ЭЖ-Юристом» тем, как они отразятся на покупателях госимущества.


1 Федеральный закон от 20.03.2025 № 35-ФЗ.

Комментарий эксперта

Вместо единого перечня имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план приватизации федерального имущества, утверждаемого уполномоченным Правительством органом исполнительной власти, изменения (п. 3) предусматривают появление двух перечней, в которые включается имущество рыночной стои­мостью:

  • не дороже 50 млн руб. Его будет утверждать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

  • выше 50 млн руб. Его будет определять Минфин России.

Установление такой градации и передача полномочий по утверждению перечня наиболее ценного имущества Минфину, по всей видимости, призвано усилить контроль за приватизационными процедурами.

Кроме того, теперь не все решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества будут размещаться в открытом доступе на официальном сайте (подп. «б» п. 5). Публиковаться не будут решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества, если она осуществляется следую­щими способами:

  • преобразование унитарного предприятия в АО или в ООО;

  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций АО;

  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы АО;

  • продажа акций АО по результатам доверительного управления.

Уточняется, что имущество, реализуемое посредством аукциона, может быть обременено ограничениями, предусмотренными самим Законом о приватизации, иными законами, а также публичным сервитутом (п. 6). Вместе с тем не вполне понятно выделение законодателем публичного сервитута, по сути, предусмотренного «иным законом».

Порядок продажи имущества по минимально допустимой цене также уточнили (п. 8). Теперь оператор электронной площадки не будет принимать предложения о цене государственного или муниципального имущества, не подтвержденные внесением задатка, одновременно вводится презумпция согласия претендента на блокирование находящихся на счете оператора электронной площадки денежных средств в размере задатка при подаче предложения о цене. Основанием для прекращения блокирования денежных средств и отзыва предложений о цене будет считаться отзыв заявки на участие в продаже по минимально допустимой цене.

Установлен порядок определения покупателя на случай поступ­ления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества: таковым признается лицо, подавшее предложение о цене такого имущества ранее других лиц и допущенное к участию в продаже.

Важным является положение, предусматривающее, что в случае уклонения или отказа покупателя от заключения договора купли-продажи в установленный срок, договор заключается с лицом, подавшим предпоследнее предложение о размере цены такого имущества. На такое лицо распространен режим, идентичный «первоначальному» покупателю: до заключения договора, а также в случае уклонения или отказа от заключения договора ему не возвращается задаток. Очевидно, что данное нововведение призвано служить дополнительным «страховочным» средством, создающим дополнительную гарантию для публичного собственника, реализующего имущество.

Комментарий эксперта

Изменения в Закон о приватизации в значительной степени направлены на повышение вариативности, а значит, усложнение приватизационных процедур.

Применительно к отдельным приватизационным процедурам закон конкретизирует как порядок участия в них претендентов (включая порядок внесения задатка, правила для случая, когда поступили нескольких одинаковых предложений о цене имущества, а также последствия уклонения или отказа покупателя от заключения договора купли-продажи имущества), так и правила признания лица победителем, в частности, применительно к продаже государственного или муниципального имущества по минимально допустимой цене (ст. 24 Закона о приватизации), а также при продаже государственного или муниципального имущества в электронной форме (ст. 32.1 Закона о приватизации).

Эти правила были выработаны в основном по итогам проведения закупочных процедур (в рамках Федерального закона № 44-ФЗ) и, безусловно, являются разумными.

Ну и, наконец, необходимо отметить, что в исходном законопроекте, внесенном в Госдуму, предлагалось «в целях унификации подходов к приватизации государственного и муниципального имущества» исключить такой способ приватизации, как продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе. Однако в итоговой редакции, принятой Госдумой в третьем чтении, такой способ остался в качестве одного из способов приватизации (ст. 13 Закона о приватизации). Более того, сохранена в полном объеме, без изменений, и ст. 19 Закона о приватизации, определяющая правила продажи акций акционерных обществ на специализированном аукционе.

В итоге ст. 3 Закона несколько усложнила и конкретизировала правила приватизации имущества, однако каких-то существенных изменений правового регулирования не произошло.

Комментарий эксперта

Внесенными изменениями, во-первых, закреплена возможность обременения продаваемого имущества ограничениями, предусмотренными Законом о приватизации и другими законами, а также публичным сервитутом. Это позволит более гибко управлять активами и обеспечивать их рациональное использование.

Во-вторых, из сферы действия Закона о приватизации исключены правоотношения, связанные с реализацией древесины, полученной из срубленных деревьев. Установление особых правил для отчуждения древесины, в отличие от общих норм приватизации, поможет избежать правовых коллизий и улучшить управление лесными ресурсами.

В целом эти изменения могут значительно улучшить инвестиционный климат и повысить уровень доверия к государственным институтам. Они создают предпосылки для более активного участия частного сектора в экономике страны и способствуют развитию предпринимательства. Важно, чтобы новые нормы были внедрены эффективно и способствовали реальному улучшению ситуации в стране.

Таким образом, эти изменения представляют собой не просто формальные шаги, а являются частью более широкой стратегии по модернизации законодательства и улучшению условий для ведения бизнеса. Важно следить за тем, как они будут реализованы на практике и какую реакцию вызовут у участников рынка. Эффективная реализация новых норм может стать катализатором для дальнейших реформ и укрепления правовой системы страны.