
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН) представил прогноз развития российской экономики на 2025—2027 гг. После роста ВВП на 4,1% в 2024 г. ожидается резкое замедление до 1,8% в 2025-м и умеренное восстановление до 2,4% к 2027 г. Ключевыми рисками станут зависимость от оборонных расходов, дефицит финансирования и структурные ограничения, требующие смягчения денежно-кредитной политики даже при высокой инфляции.
По итогам 2024 г. российская экономика продемонстрировала рост ВВП на 4,1%, однако в течение года темпы постепенно замедлялись, формируя предпосылки для снижения прогнозов на 2025 г. Ожидается, что в 2025—2027 гг. экономическое развитие замедлится до 2% в условиях сохранения высокой инфляции. Жесткая денежная политика теряет эффективность из-за роста госрасходов и структурных ограничений, а ключевые риски связаны с дефицитом финансирования, сжатием спроса в отдельных секторах и зависимостью от оборонных расходов. Прогноз на 2025 г. предполагает рост ВВП всего на 1,8% из-за замедления всех элементов конечного спроса, особенно валового накопления капитала. К 2026—2027 гг. возможно умеренное ускорение до 2,4% в год на фоне смягчения денежно-кредитной политики, при этом госрасходы останутся основным драйвером роста.
Налоги и бюджет
В 2024 г. доходы консолидированного бюджета выросли на 19%, достигнув 61,3 трлн руб., с постепенным смещением от нефтегазовых источников к ненефтегазовым. Однако к началу 2025 г. нефтегазовые доходы сократились на 18%, снизились поступления по НДС и налогу на прибыль. Расходы в 2024 г. увеличились на 19% (65,1 трлн руб.), с приоритетом на оборону, безопасность и инфраструктуру, тогда как социальные статьи росли медленнее. В 2025 г. акцент сместился на здравоохранение и соцобеспечение при заморозке технологических нацпроектов. Дефицит бюджета в 2024 г. составил 4,1 трлн руб., а в 2025 г. финансируется за счет остатков и внутренних займов.
Прогноз
В 2025 г. доходы консолидированного бюджета вырастут на 4%, преимущественно за счет повышения ставки налога на прибыль (+28%), роста НДФЛ (+17%), внутреннего НДС (+7%) и акцизов (+17%). Нефтегазовые доходы останутся нулевыми даже при ослаблении рубля (98 руб./долл. в среднем за год), что повысит риски для бюджетной устойчивости.
Сокращение дефицита до 1,5 трлн руб. (по плану 2025—2027 гг.) приведет к снижению расходов бюджета на 0,2% в текущих ценах. Финансирование нацпроектов возможно лишь за счет сокращения трансфертов во внебюджетные фонды, что потребует ускорения роста зарплат для поддержания их доходности.
В 2026—2027 гг. рост доходов ускорится до 5—6%, расходов — до 6—7%, но при условии:
1. Восстановления внешнего спроса на товары ТЭК;
2. Смягчения денежно-кредитной политики (снижение ключевой ставки до 14% в 2026 г. и до 9% в 2027 г.). Без этого поддержание бюджетного импульса для экономики потребует увеличения дефицита.
К 2027 г. изменение приоритетов монетарной политики позволит снизить зависимость экономики от госрасходов:
-
Государственное потребление вырастет на 1,6% (при росте ВВП на 3%);
-
Реальные госинвестиции замедлятся до +1,6%, частные — ускорятся до +2,8%.
Таким образом, бюджетная система сохранит устойчивость только при синхронном восстановлении внешнего спроса, стимулировании внутреннего потребления и своевременном смягчении кредитных условий.
Инвестиции
2024 г. стал рекордным для инвестиций: норма накопления достигла 23,5% ВВП, а физический объем ВНОК вырос на 10,2%. Однако к концу года темпы замедлились до 4,9%, что отразилось и на строительном секторе — введенное жилье сократилось на 2,4%. В промышленности наблюдалась разнонаправленная динамика: рост в металлургии и электронике контрастировал со спадом в машиностроении.
Прогноз
В ближайшие три года ожидается значительное замедление инвестиционной активности. В 2025 и 2026 гг. прирост физического объема валового накопления основного капитала (ВНОК) прогнозируется на уровне всего 1,1% ежегодно. Небольшое ускорение до 2,6% ожидается в 2027 г., что существенно ниже среднегодовых темпов предыдущего четырехлетия. Несмотря на это, к концу 2027 г. физический объем инвестиций превысит уровень 2013 г. на 32%, а уровень 2019 г. — на 40%.
Норма накопления сохранится на высоком уровне (22,1—22,7% ВВП), однако будет постепенно снижаться после рекордного пика 2024 г. Это связано с исчерпанием эффекта импортозамещения, ограниченностью бюджетных ресурсов и ужесточением кредитных условий. Основными драйверами останутся проекты в обрабатывающей промышленности и инфраструктуре, но их вклад в общий рост будет ограничен на фоне снижения деловой активности в строительстве и потребительском секторе.
Таким образом, период высоких инвестиционных темпов, наблюдавшийся в 2021—2024 гг., завершается. Экономика вступает в фазу структурной адаптации, где ключевым вызовом станет повышение эффективности капиталовложений в условиях замедления роста и внешних ограничений.
Внешняя торговля
Доля экспорта в ВВП снизилась до 21,2% в 2024 г., импорт частично восстановился, но остается ниже докризисного уровня. Физические объемы экспорта стабилизировались на 77% от уровня 2021 г., а импорт превысил показатели 2021 г. Структура валютных операций радикально изменилась: доля рубля в расчетах достигла 44% в экспорте и 48% в импорте.
Прогноз
Ожидается сохранение текущих тенденций с умеренным ростом ключевых показателей:
-
Доля экспорта в ВВП стабилизируется на уровне 21,9—22,4%, что значительно ниже исторических значений (25%+), но соответствует структурным изменениям в экономике.
-
Доля импорта останется в коридоре 17,1—17,6% ВВП, не вернувшись к докризисным 20—21%.
-
Чистый экспорт сохранит положительное сальдо — 4,8% ВВП ежегодно, подтверждая статус России как нетто-экспортера.
Динамика физических объемов:
-
Экспорт будет расти на 1,6—2,0% в год, но к 2027 г. останется на 4% ниже уровня 2013 г. и на 19% ниже показателей 2021 г.
-
Импорт ускорит рост: +1,5% в 2025 г., +4,1% в 2026 г. и +4,6% в 2027 г. Несмотря на это, к концу прогнозного периода его объем достигнет лишь 98% от уровня 2013 г.
Денежно-кредитная сфера
Широкая денежная масса выросла на 16,7% к февралю 2025 г., а рублевые депозиты населения достигли рекордных 12,2% от доходов. В кредитовании отмечается спад жилищных и потребительских займов при росте автокредитования. Просрочка по корпоративным кредитам выросла до 3,5%, а в некоторых отраслях превысила 25—70%.
Прогноз
В прогнозном периоде ключевая ставка будет последовательно снижаться: с 19% в 2025 г. до 13,8% в 2026 г. и 9% в 2027 г. Инфляция замедлится с 9,7% в текущем году до 4,6% в 2026 г. и 4,4% в 2027 г. Прирост денежной массы в 2025 г. составит 19,1% г/г на фоне высокой ставки и инфляции, стимулирующих рост рублевых депозитов. В 2026—2027 гг. динамика замедлится до 11,3% и 9% г/г соответственно из-за смягчения монетарных условий.
Темпы кредитования населения и бизнеса снизятся с 17,5% г/г в 2024 г. до 12,5% г/г в 2025 г. и 9,7—11,7% г/г в 2026—2027 гг. Это будет связано с нормализацией ставок, сокращением инфляции и постепенным насыщением спроса. При этом структурные изменения сохранятся: сектора с высокой добавленной стоимостью (IT, инжиниринг, транспорт) продолжат привлекать кредитные ресурсы, тогда как в рисковых отраслях (лесное хозяйство, отдельные виды производства) давление просрочки останется значительным.
Таким образом, денежно-кредитная политика будет ориентирована на плавную адаптацию к снижению инфляции, поддерживая баланс между доступностью кредитов и стабильностью финансовой системы.
Рынок труда
Занятость в 2024 г. увеличилась на 0,6 млн человек, а безработица сократилась до 1,9 млн. Однако дефицит трудовых ресурсов усиливается: при росте ВВП на 4,1% занятость росла медленнее. Производительность труда выросла на 3,3%, но сохраняются риски из-за неполной занятости (13,7%) и автоматизируемых рабочих мест (24%).
Таким образом, даже при сохранении макростабильности, структурные дисбалансы — от замедления инвестиций до дефицита кадров — требуют комплексных мер для устойчивого развития.
Прогноз
Согласно расчетам аналитиков ИНП РАН, в 2025 г. численность занятых сократится до 74,0 млн человек, а безработица вырастет до 2,0 млн (2,6% рабочей силы). Коррекция связана с замедлением экономики: прирост ВВП прогнозируется на уровне 1,8%. В среднесрочной перспективе (2025—2027 гг.) рынок труда сохранит напряженность: занятость стабилизируется около 73,9 млн человек, а безработица — на уровне 2,6%.
Ограниченность трудовых ресурсов станет ключевым риском для экономического роста. Максимальный прирост производительности труда (2,9%) ожидается лишь к 2027 г., что недостаточно для компенсации демографического сокращения. Это создает необходимость ускорения технологической модернизации и перераспределения рабочей силы в высокопроизводительные сектора. При этом успех будет зависеть от смягчения кредитных ограничений для бизнеса и роста инвестиций в автоматизацию, что пока сдерживается мерами регуляторов.
Таким образом, даже при сохранении макроэкономической стабильности, дисбаланс между спросом на труд и его предложением может стать структурным вызовом, требующим комплексных мер как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.
Прогноз
Динамика произведенного ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется экспертами ИНП РАН как умеренно-положительная. Наибольшие темпы роста будут наблюдаться в таких секторах, как обрабатывающая промышленность, информация и связь, финансы и страхование и деятельность профессиональная, научная и техническая.
Итоговые выводы:
-
Инвестиционный спад и ограниченность трудовых ресурсов станут ключевыми ограничениями роста экономики в среднесрочной перспективе.
-
Господдержка останется критическим фактором, но ее эффект будет постепенно снижаться.
-
Дисбаланс между спросом и предложением усилится из-за роста импорта и замедления потребительской активности.
-
Инфляционные риски сохранятся на фоне структурных ограничений и волатильности курса рубля.