Индикатор бизнес-климата Банка России в марте составил 4,8 пункта после 5,4 пункта месяцем ранее. Это говорит о сохранении темпов роста экономической активности на уровне последних шести месяцев. Бизнес более сдержанно, чем в феврале, оценил текущие условия, при этом краткосрочные ожидания компаний улучшились. Ценовые ожидания предприятий второй месяц подряд заметно снижались, вернувшись к значениям I квартала 2024 года.
Банк России представил мартовский аналитический комментарий «Мониторинг предприятий», основанный на данных 15,7 тыс. нефинансовых организаций. Согласно результатам исследования, в марте рост деловой активности продолжился при некотором уменьшении текущих оценок. При этом позитивные ожидания по производству и спросу на следующие три месяца улучшились. Условия кредитования, по оценкам предприятий, в марте оставались жесткими.
-
Индикатор бизнес-климата Банка России в марте составил 4,8 п. после 5,4 п. месяцем ранее. Это свидетельствует о сохранении роста экономической активности вблизи средних темпов последних шести месяцев.
-
Текущие оценки по спросу и выпуску снизились до уровня января 2025 г. Краткосрочные ожидания по спросу, напротив, выросли до максимальных с июля 2024 г. значений, по выпуску — до уровня декабря 2024 г.
-
Ценовые ожидания бизнеса второй месяц подряд заметно снижались и вернулись к значениям I квартала 2024 г. Они все еще остаются существенно выше, чем в 2017—2019 гг., когда инфляция была вблизи цели.
-
Ужесточение условий кредитования в марте, по оценкам предприятий, происходило в меньшей мере, чем в предыдущие месяцы.
-
Изменение индикатора бизнес-климата объясняется более сдержанными оценками текущей ситуации при улучшении краткосрочных ожиданий компаний.
Текущие оценки бизнес-климата несколько снизились почти во всех отраслях, заметнее — в сельском хозяйстве и промышленном производстве (особенно в добыче полезных ископаемых). Несколько лучше, чем в феврале, ситуацию характеризовали предприятия электроэнергетики и водоснабжения.
Краткосрочные ожидания компаний показали улучшение второй месяц подряд и вернулись к уровню июля 2024 г. Укрепление позитива отмечалось в большинстве видов деятельности, за исключением промышленного производства и строительства.
Динамика сводного ИБК по группам предприятий (крупные; средние; малые и микро) в марте в большей степени определялась снижением оценок деловой активности по крупным предприятиям. Отчасти это может быть связано с наиболее выраженным влиянием санкций на эту группу компаний. В то же время по средним, малым и микропредприятиям оценки конъюнктуры в целом улучшились.
Объемы производства
Текущие оценки по выпуску в марте снизились после февральского повышения и в целом вернулись к уровню начала текущего года. Наиболее заметное их уменьшение отмечалось по добывающим компаниям на фоне сохранения санкционного давления. В обрабатывающих производствах текущие оценки обновили локальный минимум ноября 2022 г., преимущественно из-за производителей промежуточных товаров (металлов, древесины, бумаги, кокса и нефтепродуктов и т.д.). Более позитивно по сравнению с февралем текущую ситуацию оценили предприятия энергетического комплекса и водоснабжения.
При этом ожидания компаний по производству улучшались второй месяц подряд. Рост оптимизма был характерен для большинства видов деятельности. Более сдержанными, чем в феврале, были ожидания предприятий промышленного производства и строительства.
Спрос на продукцию
Текущие оценки по спросу на продукцию (услуги) предприятий в целом по экономике мало изменяются в последние месяцы. В марте наиболее заметно оценки уменьшились в розничной торговле, где компании по-прежнему отмечали высокую конкуренцию с маркетплейсами и переток спроса в онлайн-сегмент. В сельском хозяйстве оценки текущего спроса остаются наиболее позитивными.
Ожидания по спросу в марте повысились в целом по экономике и в большинстве отраслей, вернувшись к уровню июля 2024 г. В то же время в строительстве ожидания по спросу вновь перешли в отрицательную зону.
Цены на продукцию (услуги) предприятий
В марте рост текущих отпускных цен на продукцию (услуги) предприятий замедлился в целом по экономике и в основных видах экономической деятельности, наиболее заметно — в добыче полезных ископаемых, торговле автотранспортными средствами, обрабатывающих производствах и сфере услуг. В ряде случаев предприятия из-за высокой конкуренции были вынуждены повышать отпускные цены умеренно, не полностью перенося выросшие издержки.
Рост издержек предприятий замедлился как в целом по экономике, так и во всех основных отраслях. Существенными факторами роста затрат для предприятий оставались удорожание сырья и материалов, увеличение расходов на оплату труда и логистику. В частности, несмотря на укрепление рубля с начала года, стоимость импортных комплектующих продолжала увеличиваться в результате роста логистических издержек.
Ценовые ожидания бизнеса заметно снизились, главным образом за счет оценок предприятий добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, оптовой торговли и сферы услуг. При этом их уровень в марте остается повышенным и существенно превосходит значения 2017—2019 гг., когда инфляция была вблизи цели.
Средний ожидаемый предприятиями темп прироста цен на следующие три месяца (в годовом выражении) в марте уменьшился до 5,2%, в феврале он составлял 7,1%. Снижение показателя наблюдалось во всех отраслях второй месяц подряд. Минимальный прирост цен ожидают предприятия электроэнергетики (1,6%) и водоснабжения (1,7%), самый высокий сохранился в розничной и оптовой торговле (11,0 и 9,4% соответственно).
Условия кредитования предприятий
В феврале за кредитами обращались 32,5% опрошенных предприятий (январь — 33,1%). Предприятия по-прежнему отмечали снижение доступности кредитных ресурсов, повышение требований к финансовому положению заемщиков и обеспечению по кредитам. Однако чистая доля предприятий, сообщивших об ужесточении условий кредитования, сокращалась уже четвертый месяц подряд, опустившись ниже среднего значения III квартала 2024 г. Хотя это указывает на сохранение тенденции на ужесточение условий кредитования, масштаб дополнительного ужесточения гораздо меньше происходившего в конце 2024 — начале 2025 г.
Обеспеченность предприятий работниками
Планы компаний по найму работников на I квартал 2025 г. были более умеренными по сравнению с IV кварталом 2024 г. как в целом по экономике, так и в большинстве отраслей, за исключением предприятий обрабатывающей промышленности, производящих потребительские товары, электроэнергетики и сельского хозяйства.
К сведению
Индикатор бизнес-климата (ИБК) Банка России отражает фактические и ожидаемые изменения в сфере производства и спроса, определяемые на основе оценок предприятий — участников мониторинга (с исключением сезонности, с.к.). Показатели за предыдущие периоды формируются на основе полных данных с учетом анкет, поступивших после подготовки оперативной информации. Данные за предыдущие периоды могут быть пересмотрены с учетом методологии сезонной корректировки показателей. Ожидания представляют собой оценки предприятий относительно динамики показателей на следующие три месяца. Сводный индикатор бизнес-климата Банка России — это среднее геометрическое балансов ответов по производству и спросу (текущие оценки и ожидания на три месяца).
Ценовые ожидания предприятий — это баланс ответов бизнеса на вопрос конъюнктурной анкеты «Как изменятся в следующие три месяца цены на готовую продукцию (услуги) предприятия?», который рассчитывается как отношение разницы между долями ответов «увеличатся» и «уменьшатся» к общей сумме долей ответов «увеличатся», «уменьшатся» и «не изменятся».
Положительный баланс ответов характеризует преобладание оценок ожидаемого роста цен; отрицательный — напротив, преобладание оценок снижения цен. Изменение баланса ответов по сравнению с предыдущим месяцем отражает качественные характеристики процесса: направленность и интенсивность его динамики. Например, увеличение положительного баланса ответов свидетельствует об усилении ожидаемого роста цен, снижение — о его замедлении.