Северный вектор: почему Арктика стала одним из ключевых регионов России

| статьи | печать

Россия должна выполнить планы по развитию Арктики, несмотря на геополитические изменения и санкционное давление, заявил помощник Президента РФ Николай Патрушев в рамках Международного арктического форума, который состоялся 26—27 марта. Регион приобретает стратегическое значение как для укрепления международных позиций страны, так и для внутреннего развития. О ключевых направлениях, актуальных проблемах и перспективах Арктики рассказывает Оксана Кулакова, старший менеджер практики «Государственные и социальные инициативы» компании «Рексофт Консалтинг».

Российская Арктика, по разным оценкам, формирует почти десятую часть ВВП страны несмотря на то, что в этом регионе проживает всего около 1,5% населения РФ. Здесь сосредоточено 13% мировых вероятных запасов нефти, 30% природного газа, а также значительные доли платины, палладия, титана и никеля. Эти ресурсы являются основой для высокотехнологичных отраслей и глобальной энергетической безопасности.

Огромный интерес к Арктике проявляют и другие страны, в том числе и не имеющие территорий в этом регионе. Например, Китай активно развивает ледокольный флот и сотрудничает с Россией в освоении региона, особенно в контексте развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП). Китай участвует в проекте «Ямал СПГ» — одном из крупнейших в мире комплексов по производству сжиженного природного газа, номинальная мощность которого составляет 17,2 млн т продукции в год.

Пожелание президента США Д. Трампа приобрести Гренландию и предложение Канаде стать еще одним штатом следует рассматривать как настойчивый призыв к более тесному сотрудничеству, а установление контроля над арктическим регионом, по словам Дональда Трампа в социальной сети Truthsocial, абсолютной необходимостью для США. Вне зависимости от формата взаимодействия, который будет выбран новой администрацией Белого дома, необходимо ожидать новых шагов в данном направлении как в военной области, что подтверждается недавними совместными учениями с Финляндией и Норвегией Arctic Forge и Joint Viking, так и экономической, где, по информации Politico, возможен диалог с Россией. Очевидно, что США не планируют легко уступать в Арктической зоне ни потенциальным соперникам, в частности Китаю с его планами об использовании трансполярного маршрута, ни партнерам.

Основные отрасли

Арктика играет ключевую роль в российской добывающей промышленности и транспортно-логистической инфраструктуре. Наиболее перспективные отрасли региона связаны с добычей полезных ископаемых, а также с производством сжиженного природного газа. В 2024 г. грузопоток по Северному морскому пути составил 37,9 млн т, превысив показатели 2023 г. более чем на 1,6 млн т, однако этот показатель оказался ниже прогноза.

Будущее региона во многом связано с Северным морским путем (СМП). План его модернизации до 2035 г. включает более 150 инициатив с общим бюджетом 1,8 трлн руб. Среди приоритетов — строительство терминалов СПГ, нефтеналивных комплексов, расширение портовой инфраструктуры и развитие ледокольного флота и создание специальных судов ледового класса. Прогнозы показывают, что грузопоток по СМП к 2030 г. может достичь 150 млн т, а к 2035 г. — 220 млн т.

Проблемы рентабельности добычи

Несмотря на богатейшие природные ресурсы, многие месторождения российской Арктики остаются нерентабельными и сложными для разработки. Основные проблемы — тяжелый климат, удаленность от транспортных узлов и высокие затраты на логистику. Ледовитость морских акваторий зимой достигает 11 млн км, а летом — около 8 млн км, что значительно усложняет транспортировку и увеличивает издержки.

Для решения этих вопросов необходимо масштабное внедрение новых технологий. Современные информационные технологии, автоматизация процессов, беспилотные и космические системы наблюдения за ледовой обстановкой имеют потенциал для оптимизации мониторинга и управления транспортными системами в Арктике, что может повысить логистическую устойчивость в будущем.

Усилиями Минприроды и компаниями, присутствующими в регионе, создаются системы сбора информации и анализа экологической обстановки в регионе, акватории СМП, состояния сооружений и зданий в зоне вечной мерзлоты. Состояние инфраструктуры в регионе, в частности портов Диксон и Тикси, вызывает опасения, поскольку многие объекты нуждаются в капитальном ремонте, реконструкции и дноуглублении для приема современных судов. Изношенность грузового флота также создает вызовы, требуя значительных инвестиций для обеспечения устойчивого развития региона.

Социально-экономические вызовы

Большая часть населения российской Арктики (88,9%) проживает в городах, расположенных вдоль побережья морей или в низовьях рек. В отличие от ряда мировых арктических городов, российские города значительно оторваны от основной системы расселения, жители даже противопоставляют себя остальной части России: «Мы — остров, Москва — материк».

Демографическая ситуация остается сложной: постоянное население Арктики сокращается с 1990-х гг. из-за значительной миграции. В последние годы наблюдается замедление темпов переселения. Тем не менее, ежегодно из Арктической зоны России уезжают около 18 000 человек. По данным Индекса качества жизни городов присутствия компаний ESG Альянса, по городам Арктики доля населения, желающая сменить место жительства, достигает 71%, тогда как в среднем по малым и средним городам индекса показатель составляет 51%. Во многих городах наблюдается такой эффект, как «пульсация» населения. Городские власти вынуждены гибко подстраиваться и под климатические условия, и под демографическую динамику, а работодатели — учитывать факторы привлекательности городов и формировать более агрессивное предложение на рынке труда.

Решение социальных вызовов требует комплексного подхода. По данным опросов, 69% жителей Арктики считают, что условия для получения качественной медицинской помощи неблагоприятны. Улучшение качества услуг медицинских учреждений остается одной из важнейших задач для повышения качества жизни и привлекательности региона для работающего в нем населения. Именно этот аспект является одним из ключевых в утвержденных «Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 г.» и «Стратегии развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.».

Государственная поддержка направлена на обеспечение комфортных условий в городах арктической зоны, включая строительство новых объектов здравоохранения и образования, а также обновление систем тепло- и энергоснабжения.

Роль государства

Россия остается мировым лидером по объему инвестиций в северные территории, направляя значительные ресурсы на создание современной инфраструктуры. По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, при поддержке государства в АЗРФ реализуется почти тысяча проектов с объемом инвестиций порядка 2 трлн руб. Развитие СМП требует создания новых портовых мощностей и служб береговой поддержки, которые способствуют интеграции региона в глобальные транспортные сети.

Кроме того, государственная поддержка включает крупные проекты, такие как модернизация изношенного грузового флота, строительство терминалов для сжиженного природного газа и нефтеналивных комплексов. Общий бюджет мероприятий, связанных с модернизацией только одного СМП до 2035 г., составляет 1,8 трлн руб., что отражает долгосрочные приоритеты государства в этой области.

Арктический туризм

В 2024 г. регионы Русского Севера и Арктики посетили около 3 млн туристов, что на 7% больше по сравнению с 2023 г. В 2024 г. объем заявленных инвестиций в туристическую отрасль Арктики составил 1,8 млрд руб., а число реализуемых проектов достигло 130, что подчеркивает растущий интерес со стороны как туристов, так и инвесторов. Среди наиболее перспективных направлений: культурный и этнографический туризм, экотуризм, гастрономический туризм, а также экстремальные и экспедиционные форматы.

Однако развитие этой сферы сталкивается с серьезными вызовами. Ключевые проблемы включают дефицит номерного фонда — например, в республике Карелия не хватает более 10 тыс. мест для размещения туристов. По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова, за последние два года по национальному проекту «Туризм и гостеприимство» более 570 млн руб. были направлены регионам именно на эти цели. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров и слабая логистическая инфраструктура.

Следует отметить, что туризм в Арктике остается нишевым и дорогим. Более массовым можно назвать туризм в Мурманскую область, где уже действуют 11 горнолыжных курортов. По данным пресс-службы правительства области, туристический поток в область в 2024 г. вырос на 18,6%. Среди других знаковых инвестиционных проектов: туристический кластер «Арктический», призванный развивать туризм на Большом Таймыре; недалеко от Норильска реализуется комплексный туристический проект «Затундра». Появляются такие уникальные проекты, как «Транслиман» на Чукотке (канатный аэромост) — первоначальные инвестиции в проект оценивались в 2,7 млрд руб.

Арктика привлекает внимание как уникальное направление для путешествий, интерес к которому продолжает расти и у иностранных гостей. Около 75 тыс. иностранцев посетили северные регионы, что вдвое выше показателя годом ранее.

Удовлетворение растущего спроса невозможно без модернизации инфраструктуры, что активно поддерживается государственными инициативами. Согласно прогнозам, к 2030 г. поток туристов одной только Арктической зоны России увеличится в три раза, достигнув 3 млн человек в год. Все это откроет новые возможности для экономического и культурного развития региона, повышения его привлекательности не только для компаний в качестве ресурсной базы, но и как интересного места работы и отдыха.