Цифровые технологии все глубже проникают в систему государственного управления, но остается вопрос: становятся ли они реальным инструментом повышения эффективности или остаются лишь видимостью преобразований? Внедрение региональных цифровых решений, трансформация ведомств и появление новых сервисов для граждан отражают позитивные сдвиги. Однако опросы показывают, что каждый десятый гражданин считает уровень цифровизации в своем регионе низким, а проблемы кибербезопасности и цифрового неравенства остаются нерешенными.
Зампред правительства — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко в ходе заседания комиссии Госсовета по направлению «Экономика данных» доложил об очередном этапе цифровизации госуправления — 28 российских регионов завершили тестирование цифровой управленческой панели, так называемого «дашборда» губернатора. С помощью данной системы правительство предоставляет субъектам РФ информацию по ключевым направлениям деятельности каждого региона.
Трансформация регионального управления
На «дашборде губернатора» представлены актуальные показатели по ключевым направлениям работы региона и его взаимодействию с федеральным центром:
-
работа с федеральными поручениями и законодательными инициативами;
-
исполнение федерального и регионального бюджетов;
-
реализация национальных проектов;
-
сведения о выполнении планов строительства в регионе (школ, больниц, детских садов и т.д.);
-
федеральные рейтинги и др.
«Наша общая задача — это повышение качества жизни граждан. Единый подход к анализу информации, общие метрики на территории всей страны позволяют выстроить эффективное взаимодействие на всех уровнях, минимизировать ошибки из-за недостоверности или неточности данных», — отметил Д. Григоренко. По его словам, внедрение системы позволяет существенно повысить скорость и качество управленческих решений.
«Дашборд губернатора» является частью цифровой системы госуправления, которая применяется на федеральном уровне. Одним из ключевых результатов подключения пилотных субъектов РФ к цифровой аналитической панели является устранение расхождений между региональными и федеральными источниками данных. Также завершена интеграция с системой электронного документооборота аппарата правительства. Это дало регионам оперативный, прямой доступ к федеральным поручениям, статусу обращений в правительство, нормотворческой деятельности. В результате все данные, которые ранее были распределены по различным электронным системам, стали отображаться в одном окне с возможностью отслеживать показатели в режиме реального времени.
Прототип дашборда разработан на базе государственной аналитической автоматизированной системы «Управление», с помощью которой обеспечивается мониторинг деятельности правительства, реализации нацпроектов, госпрограмм и достижения национальных целей развития страны. При этом каждый губернатор может настроить систему контроля конкретных проектов или задач, в реализации которых наиболее остро нуждается регион.
В пилотный проект по внедрению в управление регионами цифровых панелей вошли Нижегородская область, Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Волгоградская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Курганская область, Курская область, Магаданская область, Оренбургская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Томская область, Тюменская область, Забайкальский край, Ярославская область, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Ненецкий АО. Планируется, что до конца года дашборды внедрят в управление остальные регионы.
Взаимодействие с гражданами
Масштабные преобразования не ограничиваются внутренней организацией власти. Параллельно с цифровой трансформацией административных процессов происходят и изменения в системе взаимодействия государства с гражданами. Чтобы улучшать качество взаимодействия с населением, реализуется федеральный проект «Государство для людей». Подводя его итоги за прошлый год, в качестве ключевых достижений Д. Григоренко отметил:
-
открытие 11 лабораторий пользовательского тестирования государственных услуг;
-
реализацию 34 федеральных и 85 региональных сервисов «жизненные ситуации» на порталах «Госуслуги» и «МСП.РФ»;
-
обеспечение мониторинга и сбор обратной связи. Проведено порядка 100 исследований при участии 100 тыс. опрошенных граждан;
-
рост популярности сервисов «жизненные ситуации» — ими уже воспользовались более 1,5 млн человек.
«Подходы к оказанию госуслуг и работе государства с гражданами в 2024 г. вышли на новый уровень. Запущены сервисы „жизненные ситуации“, которые позволяют гражданам и предпринимателям получать услуги комплексно, в одном месте и без посещения ведомств. Все новые сервисы проходят проверку в лабораториях пользовательского тестирования государственных услуг на предмет удобства их использования людьми», — сказал Д. Григоренко. Он считает, что цифровые технологии и стандарты клиентоцентричности помогают государству решать вопросы граждан проактивно, избавляя их от заполнения лишних документов и от визитов в ведомства.
В результате объединения государственных услуг по принципу «жизненные ситуации» их получение существенно упростилось. В среднем в рамках одной «жизненной ситуации» сократилось:
-
время на получение госуслуг на 35% — с 102 до 66 дней;
-
количество документов на 29% — с 28 до 20 дней;
-
количество посещений ведомств на 64% — с 14 до пяти визитов.
Работа по реализации «жизненных ситуаций» ведется также на региональном уровне. По данным на конец прошлого года запущено 85 региональных сервисов «жизненные ситуации». А до 2025 г. планируется запустить более 400 региональных «жизненных ситуаций».
Что тревожит пользователей цифровых госуслуг?
Несмотря на достижения в цифровизации госуслуг, остаются проблемы, которые отмечают сами пользователи. Опрос граждан, который портал «Госулуги» провел в прошлом году, показал, что половина респондентов оценили уровень цифровизации в регионе как средний, около трети — как высокий, 10% участников исследования полагают, что уровень низкий. 54% опрашиваемых считают, что обладают средним уровнем цифровой грамотности, а 35% — высоким.
В ТОП-4 цифровых сервисов или технологий, которые необходимо развивать и внедрять в регионе, вошли: электронные услуги государственных органов (72%), цифровая медицина (54%), онлайн-образование (36%) и электронная коммерция (24%). Для более комфортного использования технологий людьми опрашиваемые считают необходимым: обучение цифровой грамотности (69%), расширение зоны покрытия интернета (52%) и удешевление доступа к технологиям (51%). В связи с цифровизацией жизни более двух третей горожан волнует кибербезопасность и приватность данных.
Основными проблемами, которые могут возникнуть при внедрении цифровых технологий в регионе, респонденты называют недостаточную цифровую квалификацию населения (66%), кибербезопасность (57%) и отсутствие финансирования (43%). 56% респондентов считают потенциал цифровизации для развития экономики региона большим, а 27% — средним. 94% готовы использовать цифровые сервисы и технологии в повседневной жизни.
В ТОП-3 цифровых технологий или сервисов, используемых в повседневной жизни горожанами, вошли: мобильные приложения (98%), онлайн-платежи (95%) и социальные сети (86%). При этом 71% пользуется ими ежедневно, а 25% — несколько раз в неделю.
Участники опроса считают, что наиболее выигрывают от цифровизации информационные системы (79%), финансы (67%), торговля (61%) и бизнес (56%). Основными преимуществами цифровизации в современной жизни респонденты назвали: экономию времени (86%), удобство (84%), быстрый доступ к информации (77%). Недостатками: проблемы с кибербезопасностью (48%), зависимость от технологий (19%) и утрата личной свободы (14%).
Сегодня на портале «Госуслуги» можно получить 1,6 тыс. услуг, а пользуются этой возможностью 112 млн пользователей. Каждый день они подают 2 млн заявлений и задают 1,5 млн вопросов Роботу Максу (данные на конец 2024 г.).
Цифровизация государственного управления демонстрирует успехи, преобразуя взаимодействие между разными уровнями власти и обществом. Однако сохраняется настороженность населения в отношении новых технологических решений. Ключевой вызов сегодня заключается не просто во внедрении технологий, но и в обеспечении их безопасности, преодолении цифрового неравенства и создании по-настоящему удобных сервисов для всех групп населения.
О том, как достичь этого баланса и какие тенденции будут определять развитие госуслуг в будущем, — в комментариях экспертов.
К сведению
Росреестр вошел в число лидеров в применении ИИ среди госорганов
Росреестр — один из лидеров инноваций среди госорганов. За последние пять лет служба добилась серьезного прорыва в цифровизации. Об этом вице-премьер Дмитрий Григоренко в рамках своего визита в ведомство, где ознакомился с основными итогами его работы в области цифровой трансформации государственных услуг и сервисов в сфере недвижимости за последние пять лет.
По словам Д. Григоренко, услуги Росреестра являются наиболее массовыми и востребованными у граждан. Например, доля электронной ипотеки выросла в девять раз и достигла 84%. Росреестр также стал одним из первых ведомств, которое активно внедряет высокотехнологичные сервисы с применением искусственного интеллекта.
В рамках визита руководителю аппарата правительства продемонстрировали ключевые цифровые проекты Росреестра: Федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), единую цифровую платформу «Национальная система пространственных данных» и Центр кибербезопасности. Отдельное внимание было уделено практическим решениям.
Среди них — цифровой помощник «Ева», автоматизировавший процесс приема документов в МФЦ. Сервис не только ускорил обработку документов с 10 до 30—40 пакетов ежедневно, но и стал использоваться государственными регистраторами при проведении правовой экспертизы. К концу года планируется масштабировать «Еву» на всю страну. Аналогичный прорыв демонстрирует сервис «Умный кадастр», где нейронные сети массово выявляют незарегистрированные объекты недвижимости, исключая ручной точечный анализ и подворовой обход.
Как сообщил руководитель ведомства Олег Скуфинский, за последние пять лет Росреестр проделал большую работу по реинжинирингу процессов и цифровизации услуг. В 2020 г. перед службой стояли серьезные вызовы. ФГИС ЕГРН не была внедрена на территории 34 наиболее крупных регионов страны, а это 70% данных, или 110 млн объектов недвижимости. Взаимодействие с МФЦ было полностью на бумаге, что приводило к перезаполнению архивов ведомства.
«В беспрецедентно сжатые сроки в течение 2020 г. мы завершили переход на единую централизованную систему — ФГИС ЕГРН. В 2021 г. утвердили Стратегию развития Росреестра и ведомственную программу цифровой трансформации — она является одной из самых масштабных и устанавливает 374 показателя на 2025 г. Провели реинжиниринг процессов, перешли на безбумажный документооборот с МФЦ и обеспечили экстерриториальный прием документов в МФЦ во всех регионах страны», — сказал руководитель ведомства. Еще одно достижение — обеспечено создание единой отечественной электронной картографической основы — сегодня цифровая карта страны создана уже на 72%.
По словам О. Скуфинского, в конце 2023 г. Росреестр ввел в промышленную эксплуатацию единую цифровую платформу «Национальная система пространственных данных» (НСПД), консолидирующую данные о земле и недвижимости. На базе НСПД сегодня функционируют 20 сервисов для людей, государства и бизнеса. Также по поручению правительства и при взаимодействии с Минцифры все массовые социально значимые услуги Росреестра выведены на единый портал «Госуслуги».
Было также отмечено, что в 2024 г. служба оказала 407 млн услуг — это в три раза больше, чем пять лет назад. А доля электронных услуг с 2020 г. выросла в три раза — до 60%. Срок регистрации прав сократился в 3,6 раза — до 1,4 дня, а срок кадастрового учета — в 2,5 раза, до 1,6 дня. В два раза сокращены приостановки по регистрации прав — до 1,2%, по кадастровому учету — в 6,8 раза, до 1,63%.