
Юлия Ерошкина,
адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД (МКА ГРАД)
Проект предусматривает введение нового вида определения по делу об административном правонарушении — о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностное лицо которого составило протокол, либо лицам, составившим протокол. При этом предлагается указать, в каких именно случаях протокол и материалы дела могут быть возвращены на доработку.
С одной стороны, предлагаемые изменения существенно сократят случаи прекращения производства по делу. Сейчас при наличии грубых нарушений в протоколе судья или орган, рассматривающий дело, может признать отсутствующим состав административного правонарушения и прекратить производство по делу (ст. 24.5, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Это связано с тем, что протокол является одним из основных доказательств, поэтому если такой протокол в силу его ненадлежащего составления (отсутствие даты и времени составления протокола, неверное указание должностного лица либо отсутствие подписи такого должностного лица и т.д.) или неполноты (отсутствие в протоколе необходимых сведений о месте, времени совершения и событии административного правонарушения, отсутствие ссылки на статью КоАП РФ) не может подтвердить факт правонарушения, то у суда либо уполномоченного органа отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности.
Если в КоАП РФ введут возможность возвращать протокол об административном правонарушении на доработку, на данном основании невозможно будет прекратить производство по делу, и после поступления в суд или в орган исправленного протокола, в любом случае, дело будет рассмотрено по существу.
С другой стороны, возможность возврата протокола на доработку может положительно повлиять на практику рассмотрения дел. Если у суда либо уполномоченного органа появится процессуальная возможность возвращать протокол на доработку при наличии сомнений в правильности его составления, то у иных лиц, участвующих в деле, в аналогичных случаях появится возможность указывать на ошибочность содержащихся в протоколе обстоятельств правонарушения, включая дату и время совершения правонарушения, и просить вынести определение о возвращении протокола, что, в свою очередь, будет влиять на правильное исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности.
Тем более, срок на возвращение протокола на доработку, исправление недостатков и поступление исправленного протокола обратно в суд или в уполномоченный орган не будут приостанавливать срок давности привлечения к административной ответственности, следовательно, будет больше случаев прекращения производства по делу, когда из-за бездействия должностных лиц необоснованно затягивается срок рассмотрения дела.
Также хочется отметить, что обжалование определения о возвращении протокола на доработку в течение суток с момента поступления (получения) определения (п. 8 проекта) является слишком маленьким сроком. Так как вопрос с возвращением протокола на доработку имеет важное значение для рассмотрения дела и требует подготовки обоснованной позиции с возражениями, а участвующие в деле лица не всегда вовремя могут получить копию определения о возвращении, такие короткие сроки могут стать препятствием в обжаловании определений.