ИИ в образовании: этическая дилемма или угроза экономическому развитию

| статьи | печать

Бурное развитие искусственного интеллекта в образовании открывает новые возможности, но также таит риски. Этическими аспектами его применения обеспокоены в кабмине: вице-премьер Дмитрий Чернышенко подчеркнул важность соблюдения соответствующих норм, указав на угрозу формирования потребительского отношения к обучению и утраты самостоятельности среди учащихся. Вместе с тем еще более глубокую проблему несет подмена критического мышления и креативности технологиями — это может ослабить качество человеческого капитала и снизить конкурентоспособность российской экономики.

Зампред правительства РФ Дмитрий Чернышенко в ходе Всероссийского совещания с региональными министрами образования в Севастополе заявил о важности строгого соблюдения этических норм при применении технологий ИИ в образовательном процессе. «Есть положения, касающиеся использования ИИ в образовании, и крайне важно, чтобы вы к нему отнеслись. Там есть [положения] и про приоритет человеческого общения, и про информированное использование. Мне кажется, что нам нужно более серьезно это осмыслить и все принципы использовать. Поскольку действительно важно, чтобы ИИ помогал обучаться, а не развивал инфантильность и потребительность», — отметил вице-премьер (цитата ТАСС).

В своем выступлении Д. Чернышенко акцентировал внимание на международном опыте, где уже введены строгие регламенты использования ИИ в обучении. В частности, в ряде стран подтвержденное применение ИИ для выполнения учебных работ может стать основанием для отчисления студента.

Вице-премьер также указал на необходимость актуализации этического кодекса, регулирующего применение ИИ, с учетом потенциальных рисков для учащихся, педагогов и системы образования в целом. По его мнению, технологии должны способствовать развитию критического мышления и самостоятельности, а не подменять собой процесс познания.

Эксперты отмечают, что бесконтрольное применение ИИ в обучении может привести к системным проблемам в экономике. Основная опасность — в постепенном снижении качества человеческого капитала. Это проявляется в ухудшении способности к критическому мышлению, снижении креативности и ослаблении аналитических навыков у будущих специалистов. В долгосрочной перспективе такие изменения могут привести к снижению производительности труда, замедлению темпов экономического роста и сокращению инновационной активности.

В то же время, при грамотном подходе ИИ открывает новые возможности для развития образования. Важно найти баланс, при котором технологии будут дополнять, а не заменять интеллектуальные способности учащихся. Как сегодня используют ИИ преподаватели и учащиеся? Какие меры помогут раскрыть потенциал технологий, избежав при этом негативных последствий? Ответить на эти вопросы мы попросили экспертов.

Комментарий эксперта

Если отказаться от представления, что отношения преподаватель/студент — это игра в «поймать-обмануть», а, наоборот, что это совместная работа в процессе познания, мы придем к тому, что инструменты ИИ в образовательном процессе имеют больше достоинств, чем недостатков.

Так, преподаватели активно генерируют с помощью ИИ типовые, но разные задания для больших потоков студентов. ИИ может использоваться и обратно, для проверки студенческих работ. Студент же, в свою очередь, легко преобразует результаты своей работы в раскрытый и связный текст или презентацию.

Как можно адаптировать учебные программы, чтобы студенты развивали критическое мышление и академическую честность при работе с ИИ? В Университете ИТМО эту задачу мы пытаемся решить как с помощью целого блока дисциплин Soft Skills, так и личным примером. Например, студенты нашего факультета активно проходят практику в лабораториях одного из ведущих центров ИИ в России — «Сильный ИИ в промышленности». Работая бок о бок с ведущими учеными центра, реализуя реальные проекты индустриальных и корпоративных заказчиков, волей-неволей впитываешь в себя академическую культуру.

Комментарий эксперта

ИИ используется студентами далеко не только как средство обмана преподавателя, но и зачастую как вспомогательный инструмент в исследованиях, а также для оформления готовых работ по ГОСТ, создание презентаций своих исследований, разработки иллюстраций — графиков и изображений. Также многие студенты используют ИИ как своеобразный сервис подсказок, а также как сервис по мозговому штурму, подбору дополнительной литературы. Ряд студентов создает музыкальные композиции, а зачастую и полноценные песни, включая текст, при помощи ИИ.

Ряд студентов зачастую прибегает к ИИ для составления индивидуального образовательного плана. При этом в ряде случаев ИИ можно применять и для персонализированного обучения.

Одним из самых главных аспектов ИИ в образовании является его способность предоставлять персонализированный опыт обучения. У каждого ученика есть уникальный стиль обучения, темп и набор сильных и слабых сторон. Традиционные системы образования часто испытывают трудности с удовлетворением этих индивидуальных потребностей из-за размера класса, ограниченных ресурсов и подхода «один размер подходит всем». ИИ может это изменить.

Еще одним частым обращением к ИИ студенческого сообщества является поиск ответа на личные вопросы, которые люди стесняются задать живому собеседнику. Этим пользуются не только студенты.

Исходя из вышеизложенного, при составлении новых образовательных программ необходимо включать такие задания, которые требуют креативного, творческого подхода для их выполнения.

Комментарий эксперта

Практика показывает, что возможности использования нейросетей шире, чем кажется на первый взгляд. В образовательном процессе появляются виртуальные «наставники-персонажи»: учителя создают чат-ботов в образах исторических личностей, чтобы оживить уроки. Адаптивные симуляторы позволяют ИИ моделировать химические эксперименты или физические процессы, что дает ученикам возможность безопасно ошибаться и учиться на последствиях. Алгоритмы эмоционального анализа оценивают уровень стресса учеников по текстовым ответам, что помогает учителям корректировать учебную нагрузку.

А один знакомый учитель литературы использует нейросети для генерации альтернативных версий классических произведений, чтобы ученики могли сравнивать их с оригиналами и обсуждать авторский замысел.

Но использование нейросетей педагогами в постоянной работе — это скорее исключение, чем правило. Например, в рамках Всероссийского проекта «Цифровые навыки» мы проводим региональные цифровые прокачки, где обучаем педагогов из разных регионов России использовать нейросети в образовании, и практика показывает, что не более 20—30% педагогов используют нейросети в своей работе. При этом порядка 80% школьников средней и старшей школы используют нейросети хотя бы раз в неделю для пересказа текстов или видео, решения задач и составления конспектов. И это создает своего рода парадокс: дети осваивают технологии быстрее, чем система образования успевает адаптироваться.

При грамотном использовании нейросети могут помочь школьникам не только быстрее делать домашние задания, но и развивать метанавыки. Работа с ИИ учит формулировать точные запросы, фильтровать информацию и сотрудничать с технологиями. В дополнение нейросети «демократизируют» обучение, предоставляя школьникам из удаленных регионов доступ к персональным тьюторам. Более того, ИИ повышает мотивацию к обучению, превращая решение задач в увлекательные квесты с мгновенной обратной связью.

Однако существуют и риски, которые нельзя игнорировать. Быстрое получение ответов может создать ложное ощущение понимания темы и компетентности в определенной области. Ответы нейросетей следует рассматривать критически и всегда проверять с помощью других источников. А шаблонные решения ИИ могут подавлять оригинальное мышление. Если ученики слепо копируют предложенные алгоритмы и не анализируют готовые решения, это может негативно сказаться на их креативности. Поэтому важно использовать нейросеть как основу для дальнейшего развития идей, дополняя ее личным опытом и знаниями.

Нейросети представляют собой «двустороннее зеркало», отражающее как амбиции, так и лень человека. Их роль в образовании зависит не столько от технологий, сколько от того, как мы их применяем. Ключевой вызов для педагогов заключается в том, чтобы научить школьников использовать ИИ как трамплин для глубокого анализа, а не как костыль для поверхностных решений. Возможно, главный урок нейросетей заключается в том, что они заставляют нас заново определить, что значит «думать самостоятельно».