Бурное развитие искусственного интеллекта в образовании открывает новые возможности, но также таит риски. Этическими аспектами его применения обеспокоены в кабмине: вице-премьер Дмитрий Чернышенко подчеркнул важность соблюдения соответствующих норм, указав на угрозу формирования потребительского отношения к обучению и утраты самостоятельности среди учащихся. Вместе с тем еще более глубокую проблему несет подмена критического мышления и креативности технологиями — это может ослабить качество человеческого капитала и снизить конкурентоспособность российской экономики.
Зампред правительства РФ Дмитрий Чернышенко в ходе Всероссийского совещания с региональными министрами образования в Севастополе заявил о важности строгого соблюдения этических норм при применении технологий ИИ в образовательном процессе. «Есть положения, касающиеся использования ИИ в образовании, и крайне важно, чтобы вы к нему отнеслись. Там есть [положения] и про приоритет человеческого общения, и про информированное использование. Мне кажется, что нам нужно более серьезно это осмыслить и все принципы использовать. Поскольку действительно важно, чтобы ИИ помогал обучаться, а не развивал инфантильность и потребительность», — отметил вице-премьер (цитата ТАСС).
В своем выступлении Д. Чернышенко акцентировал внимание на международном опыте, где уже введены строгие регламенты использования ИИ в обучении. В частности, в ряде стран подтвержденное применение ИИ для выполнения учебных работ может стать основанием для отчисления студента.
Вице-премьер также указал на необходимость актуализации этического кодекса, регулирующего применение ИИ, с учетом потенциальных рисков для учащихся, педагогов и системы образования в целом. По его мнению, технологии должны способствовать развитию критического мышления и самостоятельности, а не подменять собой процесс познания.
Эксперты отмечают, что бесконтрольное применение ИИ в обучении может привести к системным проблемам в экономике. Основная опасность — в постепенном снижении качества человеческого капитала. Это проявляется в ухудшении способности к критическому мышлению, снижении креативности и ослаблении аналитических навыков у будущих специалистов. В долгосрочной перспективе такие изменения могут привести к снижению производительности труда, замедлению темпов экономического роста и сокращению инновационной активности.
В то же время, при грамотном подходе ИИ открывает новые возможности для развития образования. Важно найти баланс, при котором технологии будут дополнять, а не заменять интеллектуальные способности учащихся. Как сегодня используют ИИ преподаватели и учащиеся? Какие меры помогут раскрыть потенциал технологий, избежав при этом негативных последствий? Ответить на эти вопросы мы попросили экспертов.