Как следует из писем, поступающих в редакцию, читатели «ЭЖ» активно используют опубликованные материалы в практической работе. Например, в связи с оптимизацией затрат предприятия пытаются рассчитать количество необходимых сотрудников. В серии статей на эту тему на конкретных примерах были рассмотрены различные методы, применив которые можно провести расчет. Сегодня мы отвечаем на вопрос, присланный нашим постоянным читателем. Он спрашивает: как можно рассчитать штат отдела снабжения в строительстве?
От чего он зависит?
Для определения численности служащих можно использовать следующие методы расчета:
- по организационной структуре (штатному расписанию)[1];
- по нормативам времени[1];
- по норме управляемости[1];
- по фактическим затратам времени[2];
- с применением экспертной оценки трудоемкости работ[3].
При расчете численности сотрудников для отдела снабжения строительного предприятия необходимо учитывать следующее. Работа каждой такой службы и каждого исполнителя имеет определенную специфику. Она зависит от специализации и величины строительного предприятия, характера выполняемых работ, количества и характеристик поставляемых материалов, оборудования, строительной техники и т.д.
В целом можно выделить два основных варианта функционирования отдела снабжения. Назовем их.
1. Снабжение осуществляется преимущественно для конкретных строительных объектов. В этом случае основным документом является смета к договорам. Нередко договоры с заказчиком и сметы составляют специалисты строительной организации – сметчики. В ряде случаев они числятся в отделе, выполняющем весь комплекс подготовительных и сопровождающих работ, что характерно для малых предприятий.
2. Снабжение ведется по планам. Привязка к конкретным объектам минимальна. Договоры и сметы составляют специальные отделы. Служба снабжения выполняет логистические функции. Это организация доставки, складирования и поставки на строительную площадку материалов, оборудования, строительной техники и т.д. В перечне работ отдела снабжения отсутствует работа по подготовке, заключению и ведению договоров. Данный вариант предусмотрен для крупных предприятий.
Другие варианты организации работы представляют собой различные сочетания этих двух. Отметим, что основная часть работ для всех отделов снабжения одинакова. Речь идет о реализации логистической функции. Поэтому определить численность персонала для любого из них можно схожими методами.
Численность служащих зависит от трудоемкости выполняемых работ и фонда рабочего времени работника за определенный календарный период. Самое сложное при определении трудоемкости разделить трудовой процесс каждого исполнителя на составляющие функции и операции. При составлении нормативных справочников этим занимались квалифицированные специалисты по нормированию труда. Сегодня таких профессионалов немного, а их услуги очень дороги. Поэтому приходится прибегать к помощи экспертов. В качестве экспертов могут выступать специалисты по снабжению предприятия и руководитель отдела.
Практика применения данной методики свидетельствует о том, что рабочий процесс удобнее делить на периоды продолжительностью от 0,5 до нескольких часов. Результаты разделения необходимо заносить в специальные бланки. Экспертам легче оценивать минутные интервалы, но их становится много, и оперировать такой совокупностью очень сложно. Поэтому метод экспертной оценки дает не абсолютно точный и окончательный результат, а приблизительную численность работников снабженческих служб. Преимущество метода заключается в его простоте и невысокой трудоемкости.
Приведем пример расчета численности персонала службы материально-технического обеспечения московского филиала малого строительного предприятия, описанного в газете «Экономика и жизнь»
№ 06 за 2009 г.
Таблица 1
Бланк учета трудоемкости работ начальника отдела
Отдел (сектор) – отдел материально-технического обеспечения. Штатный состав – начальник отдела. Трудоемкость работ.
Работа по подготовке, заключению и ведению договоров | ||||||
№ п/п |
Перечень работ |
Средняя трудоемкость на один договор, ч | ||||
1 |
Поиск поставщиков |
8 | ||||
2 |
Переговоры с поставщиками |
6 | ||||
3 |
Подготовка расчетов и смет к договорам |
4 | ||||
4 |
Оформление и подписание договоров |
2 | ||||
5 |
Контроль за выполнением работ по договорам |
4 | ||||
6 |
Подготовка финансовых документов |
1 | ||||
7 |
Подготовка актов сдачи работ |
1 | ||||
8 |
Подписание актов сдачи работ |
0,5 | ||||
9 |
Выставление финансовых документов |
0,5 | ||||
10 |
Контроль поступления средств |
2 | ||||
Итого |
|
29 | ||||
Текущая оперативная плановая работа | ||||||
№ п/п |
Перечень работ |
Средняя трудоемкость за период, ч | ||||
за смену |
за месяц |
за квартал |
за год | |||
1 |
Общее (линейное) руководство |
2 |
66 |
198 |
792 | |
2 |
Изучение рынка и рекламы продуктов |
1 |
22 |
66 |
264 | |
3 |
Материально-техническое снабжение |
1 |
22 |
66 |
264 | |
4 |
Сбытовая деятельность |
2 |
44 |
132 |
528 | |
5 |
Подготовка договоров |
0,5 |
22 |
66 |
264 | |
6 |
Контроль исполнения договоров |
0,5 |
11 |
33 |
132 | |
7 |
Претензионная работа |
0,5 |
11 |
33 |
132 | |
Итого |
|
2376 | ||||
Дополнительная неплановая работа | ||||||
№ п/п |
Перечень работ |
Средняя трудоемкость за период, час | ||||
за смену |
за месяц |
за квартал |
за год | |||
1 |
Маркетинговые услуги |
0,5 |
11 |
33 |
132 |
Таблица 2
Бланк учета трудоемкости работ инженера отдела
Отдел (сектор) – отдел материально-технического обеспечения. Штатный состав – инженер.
Трудоемкость работ.
Работа по подготовке, заключению и ведению договоров | |||||
№ п/п |
Перечень работ |
Средняя трудоемкость на один договор, ч | |||
1 |
Поиск поставщиков |
16 | |||
2 |
Переговоры с поставщиками |
16 | |||
3 |
Подготовка расчетов и смет к договорам |
8 | |||
4 |
Оформление и подписание договоров |
8 | |||
5 |
Контроль за выполнением работ
|
10 | |||
6 |
Подготовка финансовых документов |
2 | |||
7 |
Подготовка актов сдачи работ |
1,5 | |||
8 |
Подписание актов сдачи работ |
1,5 | |||
9 |
Выставление финансовых документов |
0 | |||
10 |
Контроль поступления средств |
2 | |||
Итого |
|
65 | |||
Текущая оперативная плановая работа | |||||
№ п/п |
Перечень работ |
Средняя трудоемкость за период, ч | |||
за смену |
за месяц |
за квартал |
за год | ||
1 |
Изучение рынка и рекламы продуктов |
2 |
22 |
66 |
264 |
2 |
Материально-техническое снабжение |
2 |
22 |
66 |
264 |
3 |
Сбытовая деятельность |
2 |
22 |
66 |
264 |
4 |
Подготовка договоров |
0,5 |
22 |
66 |
264 |
5 |
Контроль исполнения договоров |
0,5 |
11 |
33 |
132 |
6 |
Претензионная работа |
0,5 |
11 |
33 |
132 |
Итого |
|
1320 | |||
Дополнительная неплановая работа | |||||
№ п/п |
Перечень работ |
Средняя трудоемкость за период, ч | |||
за смену |
за месяц |
за квартал |
за год | ||
1 |
Транспортные услуги |
0,5 |
11 |
33 |
132 |
Другие виды работ | |||||
№ п/п |
Перечень работ |
Средняя трудоемкость за период, ч | |||
за смену |
за месяц |
за квартал |
за год | ||
1 |
Экспедирование грузов |
– |
16 |
48 |
192 |
Отдел небольшой, в его составе два человека – начальник и инженер. В функции службы входит подготовка, заключение и ведение договоров. За расчетный период принят календарный 2005 г. Фонд рабочего времени работника при 40-часовой рабочей неделе составляет 1981 ч в год. После экспертной оценки работы начальника и инженера отдела (табл. 1 и 2) рассчитывается годовая трудоемкость работ и необходимая для их выполнения численность сотрудников отдела материально-технического обеспечения (табл. 3) по формуле, подробно рассмотренной в «ЭЖ» № 09:
Чс = Тр : Фрв,
где Чс – численность служащих по данной функции или работе;
Тр – трудоемкость данной функции или работы;
Фрв – фонд рабочего времени работника.
Таблица 3
Расчет трудоемкости и необходимой численности
служащих на 2005 г. для отдела снабжения
Подразделение |
Виды работ |
Трудоемкость на договор, ч |
Кол-во
|
Кол-во
|
Годовая трудоемкость, 2004 г, ч |
Годовая трудоемкость, 2005 г., ч |
Численность сотрудников на 2005 г., чел. |
Отдел МТО Начальник отдела |
1. Работа по подготовке, заключению и ведению договоров |
29 |
24,5 |
15 |
710,5 |
435 |
– |
2. Текущая оперативная плановая работа |
– |
– |
– |
2376 |
2376 |
– | |
3. Дополнительная неплановая работа |
– |
– |
– |
132 |
132 |
– | |
4. Другие виды работ |
– |
– |
– |
– |
– |
– | |
Итого |
|
3218,5 |
2943 |
1,5 | |||
Отдел МТО Инженер |
1. Работа по подготовке, заключению и ведению договоров |
65 |
24,5 |
15 |
1592,5 |
975 |
– |
2. Текущая оперативная плановая работа |
– |
– |
– |
1320 |
1320 |
– | |
3. Дополнительная неплановая работа |
– |
– |
– |
132 |
132 |
– | |
4. Другие виды работ |
– |
– |
– |
192 |
192 |
– | |
Итого |
|
3236 |
2619 |
1,3 |
Как показывают результаты расчетов (табл. 4), в отделе материально-технического обеспечения малого предприятия не хватает одного сотрудника для эффективного выполнения снабженческих функций.
Таблица 4
Соотношение фактической и необходимой численности работников
Подразделение |
Численность штатная, чел. |
Численность расчетная, чел. |
Расчетная избыточность (+) и нехватка (–) персонала, чел. |
Отдел МТО, начальник отдела |
1 |
1,5 |
–0,5 |
Отдел МТО, специалист |
1 |
1,3 |
–0,3 |
Итого |
2 |
2,8 |
–0,8 |
В дальнейшем расчет можно повторить при помощи фотографий рабочего времени. Их обработка позволит уточнить численность персонала соответствующих служб.
[1] Подробнее об этом см. в статье «Расчет численности служащих» // «ЭЖ», 2008, № 45. – Примеч. ред.
[2] См. статью «Расчет численности специалистов» // «ЭЖ», 2008, № 49. – Примеч. ред.
[3] Об этом читайте в статье «Расчет численности служащих малого предприятия» // «ЭЖ», 2009, № 9. – Примеч. ред.