Индивидуальные предприниматели не могут быть участниками (учредителями) юридических лиц.
Общество с ограниченной ответственностью, единоличным учредителем которого являлось физическое лицо, обратилось в налоговые органы с просьбой внести в ЕГРЮЛ изменения в учредительные документы, касающиеся сведений о своих участниках. Изменения заключались в том, что участниками общества становились три индивидуальных предпринимателя.
Однако регистрирующий орган отказал в регистрации данных изменений, сославшись на то, что участниками ООО могут быть только юридические и физические лица, а не индивидуальные предприниматели.
Общество обратилось в суд с требованием признать незаконным отказ в регистрации изменений. По его мнению, обжалуемые отказы ограничивают права индивидуальных предпринимателей на занятие предпринимательской деятельностью.
Но суд поддержал позицию регистрирующего органа.
В пункте 4 ст. 66 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что участниками ООО могут быть граждане и юридические лица.
Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности гражданина (то есть способности иметь гражданские права и нести обязанности) входит и право на занятие предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, а также создание юридических лиц самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.
В статье 19 ГК РФ говорится, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Значит, осуществление гражданином своих гражданских прав, в частности, по созданию юридического лица либо вхождению в состав участников созданного юридического лица под именем с добавлением статуса законодательством не предусмотрено.
Довод ООО о том, что данный отказ ограничивает права индивидуальных предпринимателей на занятие предпринимательской деятельностью, суд также отклонил. Индивидуальный предприниматель — это статус гражданина, приобретаемый в установленном законом порядке. Право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью согласно гражданскому законодательству может быть реализовано либо путем образования юридического лица, либо без образования такового.
В данном случае, как заявил суд, отказы в регистрации изменений обусловлены не тем, что новые участники ООО обладают статусом индивидуальных предпринимателей, а тем, что конкретные граждане в нарушение ст. 19 ГК РФ указывают этот статус в своем имени при осуществлении гражданских прав.
Ссылка общества на то, что отсутствие статуса индивидуального предпринимателя в учредительных документах впоследствии может привести к возникновению споров, повлечет юридические сложности при квалификации сделок, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности участников, в том числе в целях налогообложения, признана судом несостоятельной, поскольку все эти последствия являются предполагаемыми, а не реальными.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В целях налогообложения для квалификации сделок, заключенных гражданами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей, имеет значение направленность сделки.
С учетом всех этих выводов суд признал, что оспариваемые решения регистрирующего органа соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
(Постановление ФАС
Поволжского округа от 11.01.2009
№ А65-8162/2008)