Меня интересует уголовная ответственность в сфере рекламы, ее виды, санкции и основания.
М. Ямщикова,
вопрос с сайта www.eg-online.ru
Уголовный кодекс РФ предусматривает всего два состава преступлений, влекущих уголовную ответственность, в диспозиции статей которых имеется прямое указание на рекламную деятельность. К ним относятся ст. 242 «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов» и ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних».
За незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно и незаконная торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера (ст. 242 УК РФ) может последовать уголовное наказание в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишения свободы на срок до двух лет.
Предметом преступления могут быть рисунки, картины, печатные издания, афиши, эмблемы, фотографии, кино- и видеофильмы, иные зафиксированные на материальном носителе порнографические изображения либо изображения, существующие в электронно-цифровой форме.
Изготовление порнографических материалов (предметов) — это создание оригинала или копии. Их изготовление без цели их распространения состава преступления не образует. Распространением признается любой способ сбыта хотя бы одному лицу (продажа, дарение, обмен и т.д.), в том числе размещение в Интернете или какой-либо другой телекоммуникационной связи.
Субъективная сторона — вина в форме прямого умысла, то есть виновный осознает, что незаконно изготовляет, распространяет, рекламирует либо торгует порнографическими материалами и предметами, и желает этого (ч. 2 ст. 25 УК РФ). Изготовление или приобретение подобных материалов и предметов для личных нужд не образует состава преступления.
Более серьезное наказание ожидает преступника, если в порнопродукции, используемой в целях рекламирования или публичной демонстрации, задействованы несовершеннолетние (ст. 242.1 УК РФ). За изготовление, хранение, или перемещение через Государственную границу РФ в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования, либо распространение, публичную демонстрацию или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями заведомо несовершеннолетних может последовать уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет. За те же деяния, совершенные в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста, или совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, последует наказание в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет.
Привлечь к ответственности по ст. 242 и 242.1 УК РФ могут при достижении виновным шестнадцатилетнего возраста.
Вместе с тем нельзя забывать о составах преступлений, в тексте диспозиции которых не содержатся указание на рекламу или рекламную деятельность как обязательный атрибут или условие для привлечения к уголовной ответственности, но применяемые при рекламировании.
Например, ст. 180 «Незаконное использование товарного знака».
За незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, может последовать наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Неоднократность согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» предполагает совершение лицом двух и более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. При этом может иметь место как неоднократное использование одного и того же средства индивидуализации товара (услуги), так и одновременное использование двух или более чужих товарных знаков или других средств индивидуализации на одной единице товара.
Чужим считается товарный знак (знак обслуживания), который зарегистрирован на имя иного лица и не уступлен по договору в отношении всех или части товаров либо право на использование которого не предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору п. 16 постановления Пленума ВС РФ № 14.
Более строгое наказание последует за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (часть 2 ст. 180 УК РФ). В этом случае может последовать наказание в виде штрафа в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Согласно позиции, изложенной в п. 15 постановления Пленума ВС РФ № 14, неоднократным признается совершение два и более раза незаконного использования предупредительной маркировки в отношении товарного знака или наименования места происхождения товара, не зарегистрированных в РФ.
Под использованием предупредительной маркировки согласно п. 23 постановления Пленума ВС РФ № 14 понимается изображение такой маркировки на товарах и (или) на упаковках, а также ее применение в рекламе.
Если же любое из перечисленных деяний, предусмотренных ст. 180 УК РФ, было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то наказание может достичь лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ ущерб, причиненный деяниями, указанными в ст. 180 УК РФ, считается крупным, если превышает 250 тыс. руб.
Для более четкого понимания условий привлечения к уголовной ответственности по ст. 180 УК РФ необходимо обратиться к упомянутому постановлению Пленума ВС РФ № 14.
Следует напомнить о составе преступления в рекламной деятельности, которое перестало существовать как уголовно наказуемое. Им является заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ действовала до 2004 г.). Большая же часть ответственности является административной, то есть наступает за деяния (девять составов нарушений) в рамках КоАП РФ.