С целью повышения уровня безопасности полетов, авиационной безопасности и перевозок предлагается внести в КоАП РФ изменения, дополняющие административную ответственность в данной сфере.
Законопроектом предусматривается не только усиление ответственности за ряд нарушений, но и уточнение административно наказуемых деяний.
Например, действия, угрожающие безопасности полетов (ст. 11.5 КоАП РФ), предлагается расшифровать. К ним будут отнесены размещение в районе аэродрома (вертодрома, посадочной площадки, далее — площадки) знаков, устройств, которые можно перепутать со схожими маркировочными знаками, принятыми для опознавания в авиации, применение на площадках пиротехнических изделий без разрешения администрации площадки, повреждение оборудования площадки, воздушных судов и его оборудования, проход или проезд без надлежащего разрешения по площадке. За указанные нарушения последует ответственность, как правило, в виде штрафа, максимальный размер которого не превысит 2500 руб. для граждан и 6000 руб. — для организаций.
В отдельную ст. 11.3.1 КоАП РФ предлагается выделить правонарушения в области мер по обеспечению авиационной безопасности. В основном это касается аэродромов, вертодромов и организаций, обслуживающих их и способствующих безопасности полетов. Максимальная ответственность, предусмотренная этой статьей, — штраф в размере 50 тыс. руб., налагаемый на организации, допустившие проникновение на борт воздушного судна пассажиров, предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом (оружие, легковоспламеняющиеся средства и т.п.).
Ответственность за нарушение правил использование воздушного пространства лицами, не наделенными правом по его использованию (ст. 11.4 КоАП РФ), усиливается. Штраф увеличат с 50 тыс. до 500 тыс. руб. Напомним, что упомянутые правила использования воздушного пространства в РФ действуют с 1999 г. (утверждены постановлением Правительства РФ от 22.09.99 № 1084).
Не осталась без внимания и ст. 11.5 КоАП РФ («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов»). Из диспозиции объемом в один абзац с размытым указанием на неопределенные нарушения появится полноценная статья с девятью частями, каждая из которых посвящена отдельному составу нарушения. За нарушение федеральных авиационных правил, регулирующих порядок допуска к выполнению полетов, правил летной эксплуатации или технического обслуживания воздушного судна последует ответственность в зависимости от тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего. За легкий вред, причиненный по неосторожности, налагается административный штраф с возможностью лишения права управления воздушным судном на срок до шести месяцев. За вред средней тяжести по неосторожности грозит штраф до 2500 руб. или лишение права управления судном до одного года. За вылет с неисправностями, с которыми запрещена эксплуатация судна, а также за нарушение норм пассажировместимости (грузовместимости) установлен административный штраф до 50 тыс. руб. с возможностью лишения права управления на срок до года. За управление воздушным судном без прав — штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Управление воздушным судном, не прошедшим госрегистрацию или госучет либо не имеющим опознавательных знаков, повлечет штраф до 5 тыс. руб. или лишение права управления воздушным судном до года. Управление судном в состоянии алкогольного опьянения обернется лишением права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.
КоАП РФ дополняется ст. 11.30. В ней предусмотрена ответственность за сокрытие или искажение информации об авиапроисшествии, за которое последует административный штраф (для граждан — до 5 тыс. руб., для организаций — до 15 тыс. руб.).