Россия предложила ОПЕК наращивать инфраструктуру резервирования нефти, заключать долгосрочные контракты на поставки сырья, привлекать к работе по стабилизации нефтяного рынка независимых производителей – Казахстан, Азербайджан, Норвегию и Бразилию и провести осенью в Москве международную конференцию по энергетической безопасности. Эти инициативы озвучил вице-премьер Игорь Сечин на прошедшей 15 марта в Вене 152-й сессии Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Предложения России были проигнорированы.
Позиции России почти по всем обсуждаемым пунктам были иные, чем у ОПЕК.
Россия считает оправданным сокращение поставок нефти на рынки. Но картель оставил квоты на добычу нефти без изменений до мая на уровне 24,8 млн баррелей в сутки.
По словам И. Сечина, цена нефти должна быть от 70 до 100 долл. за баррель, иначе строительство новых мощностей станет невозможным. Однако все чаще представители стран – членов ОПЕК констатируют, что и 40–50 долл. за баррель весьма неплохо.
Международное энергетическое агентство (МАЭ) отмечает, что цены на нефть растут с начала марта на фоне того, как становится очевидным, что ОПЕК начал сокращать производство, о чем организация заявила ранее. К 19 марта, кстати, цены апрельских фьючерсов уже достигли 50 долл. за легкую нефть. МАЭ отмечает в своем очередном докладе, что мировой спрос на «черное золото» продолжает падать и снизится в 2009 г. на 1,5%. Однако в Вене выяснилось, что это не пугает арабских производителей и они в отличие от И. Сечина не считают нерентабельными складывающиеся цены нефти.
Таким образом, в Вене стало понятно, что ОПЕК стремится удержать как минимум сложившийся уровень цен 40–45 долл. за баррель (чтобы нефтяная корзина ОПЕК – OPEC Reference Basket of crudes была примерно 42 плюс-минус пара долл. за баррель).
В таком случае решение ОПЕК не снижать еще добычу оправданно. Об этом говорят и российские эксперты. Аналитик компании UnicreditAton Артем Кончин полагает, что ситуация с излишками нефти на мировом рынке выправляется благодаря декабрьскому решению ОПЕК о снижении добычи. Поэтому итог нынешней встречи вполне логичен. «Не стоило ожидать иного», – говорит эксперт. А президент Российского союза нефтепромышленников Геннадий Шмаль отмечает: «Нельзя сказать, что от действий ОПЕК цены на нефть во всем мире зависят полностью, но влияние на них у этой организации, бесспорно, есть».
Несогласие ОПЕК с Россией понятно, если вспомнить, что до сих пор всегда Россия не поддерживала решения ОПЕК о снижении добычи, полагая, что во главе угла должны стоять национальные интересы. Теперь же российские компании снижают добычу без всяких предварительных решений: сказывается то, что геологоразведка много лет забыта, инвестиций в производство при любых ценах было мало, пласты разрабатывались часто хищнически. В результате в прошлом году Россия сократила добычу нефти на 3 млн баррелей в год, а в этом году снижение может составить 12–15 млн баррелей.
«Что касается прогнозов, то сейчас трудно что-либо говорить. Цена на нефть во многом будет зависеть и от мировой экономики, и от курса доллара. Полагаю, что если в мире не произойдет непредсказуемых экономических катаклизмов, то 70 долл. за баррель мы вполне можем получить уже к концу этого года», – выражает надежду всех российских нефтяников Г. Шмаль.
СПРАВКА
ОПЕК (от англ. OPEC, The Organiza-tion of the Petroleum Exporting Countries) объединяет страны – экспортеры нефти. Организация создана в 1960 г. нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. В ОПЕК входят Алжир, Ангола, Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эквадор. На их долю приходится 40% от всей добываемой в мире нефти.