О формах налогового контроля
Статьей 82 НК РФ предусмотрены разные формы налогового контроля, в том числе иные мероприятия налогового контроля: доступ должностных лиц на территорию налогоплательщика, осмотр помещений, документов, истребование и выемка документов. Однако эти формы контроля осуществляются только в рамках налоговой проверки. Не противоречит ли ст. 82 НК РФ ст. 87–89, 91–94 НК РФ в части зависимости одной формы налогового контроля от другой?
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о формах налогового контроля и сообщается следующее.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов в порядке, установленном Кодексом (подп. 2 п. 1 ст. 31 Кодекса).
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика истребуются необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 Кодекса. При наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса. При необходимости может быть проведена инвентаризация имущества налогоплательщика, а также произведен осмотр производственных, складских, торговых помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 Кодекса (п. 12, 13 и 14 ст. 89 Кодекса).
Вместе с тем в п. 9 ст. 89 Кодекса прямо указано, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) о деятельности проверяемого налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 93.1 Кодекса, получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление выездной налоговой проверки не означает, что указанная налоговая проверка завершена. Мероприятия налогового контроля, указанные в п. 9 ст. 89 Кодекса, проводятся в рамках выездной налоговой проверки.
В целях принятия налоговым органом правильного решения по результатам проведенной выездной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в силу п. 6 ст. 101 Кодекса вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, к которым относятся истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетелей, проведение экспертизы. При этом указанные дополнительные мероприятия налогового контроля, осуществляемые налоговым органом вне рамок выездной налоговой проверки, проводятся в порядке, аналогичном для мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках выездной налоговой проверки.
Кроме того, в соответствии с п. 9.1 ст. 88 Кодекса документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика, в том числе выездной налоговой проверки.
Учитывая изложенное, полагаем, что ст. 82 не противоречит ст. 87–89, 91–94 Кодекса.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА
НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
С. РАЗГУЛИН