Когда наступает кризис и в экономике штормит, финансы многих предприятий получают пробоины и течи. Но одно дело гадать о масштабах бедствия, другое – владеть точной информацией. Такими данными поделился Росстат.
Информацию о финансовых результатах Росстат, как всегда, дал без учета малых предприятий, банков, страховщиков и бюджетных организаций. То есть его данные относятся по большей части к средним и крупным предприятиям реального сектора. Но именно его «пульс» больше всего и заботит.
А ведь как все здорово «пульсировало» в первой половине прошлого года. В II квартале относительно этого же периода 2007-го прирост сальдированного финрезультата составил 61,3%, а за полугодие – 40,7%.
Жаль, но в 2-м полугодии 2008 г. динамика пошла в обратную сторону, а последние три месяца вышли просто провальными: в этот период убытки перекрыли прибыли предприятий на 442,2 млрд руб. В результате по году сальдо снизилось на 30,4% – до без малого 4 трлн руб. Не в минусе – и то хорошо.
Как сработали организации по конкретным отраслям, показывает таблица. Конечно, трудно отвести глаза от четвертой колонки, но все же стоит переключить внимание на шестую – там результирующая динамика. А в ней несколько примечательных цифр.
Так, стройорганизации в целом закончили год не просто с приростом положительного сальдо прибылей и убытков, а с самым большим относительным результатом среди других отраслей. И это при ступоре кредитования и продаж готового жилья в конце года. Значит, финансовый задел в предыдущий период оказался у них крепким.
Любопытна и рокировка между железнодорожным и прочим сухопутным транспортом. Еще не так давно сальдо прибылей и убытков у последних часто обитало в минусовой зоне, а железнодорожники купались в прибылях. Кризис все перевернул: за последний квартал железные магистрали принесли сальдированный убыток в размере 20,2 млрд руб., а прочие дороги – положительное сальдо 6,1 млрд руб. Сумма, может, и невелика, но относительно октября – декабря 2007 г. больше на… 93,2% (!). Когда стало туго, предприятиям, видно, полюбились автоперевозчики. Скорее их расценки…
Отдельно, однако, хочется порадоваться за организации, ведущие научные исследования и разработки. Они не только оказались в перечне немногих, кто год завершил с приростом сальдированного финансового результата (+6,6%), но и наряду с автоперевозчиками уверенно прошли IV, кризисный, квартал (+15% к октябрю – декабрю 2007-го). Наверное, провозглашенная в государстве политика по поддержке науки и инноваций – все-таки не пустой звук. Тогда – так держать!
И последнее. Вопреки ожиданиям крутых изменений доля убыточных организаций в прошлом году выросла всего на 1,8 п.п. (до 25,2%). Впрочем, все это уже в прошлом. Рассказ о сальдо прибылей и убытков предприятий в начале этого года обещает быть драматичнее…
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в 2008 г.
|
Прибыль, млрд руб. (+) |
В % к предыдущему году* |
Убыток, млрд руб. (–) |
В % к предыдущему году* |
Сальдо прибылей (+) и убытков, млрд руб. |
В % к предыдущему году* |
Доля организаций, получивших убыток, в % к общему числу организаций | ||
|
|
2008 г. |
Справочно 2007 г. | ||||||
Всего,
|
5438,6
|
89,8
|
1440,0
|
в 4,7 р. |
+3998,6
|
69,6
|
25,2
|
23,4
| |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
112,1
|
107,2
|
25,5
|
в 2,0 р.
|
+86,6
|
94,2
|
20,9
|
22,9
| |
рыболовство, рыбоводство |
4,9 |
82,0 |
3,1 |
183,3 |
+1,8 |
41,9 |
33,5 |
30,2 | |
добыча полезных ископаемых |
960,7
|
103,6
|
88,2
|
в 2,4 р.
|
+872,5
|
97,9
|
30,9
|
29,2
| |
из нее добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
785,3
|
100,5
|
72,4
|
в 2,7 р.
|
+712,9
|
94,5
|
30,0
|
30,0
| |
обрабатывающие производства |
1927,6 |
100,2 |
233,9 |
в 2,8 р. |
+1693,7 |
92,0 |
25,8 |
23,6 | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
165,6
|
115,2
|
67,0
|
в 2,1 р.
|
+98,6
|
87,9
|
47,0
|
44,9
| |
из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды |
156,8
|
115,8
|
64,2
|
в 2,2 р.
|
+92,6
|
86,7
|
46,8
|
45,2
| |
строительство |
172,4 |
140,5 |
42,0 |
в 2,5 р. |
+130,4 |
123,3 |
18,7 |
17,8 | |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
880,3
|
88,9
|
312,5
|
в 9,7 р.
|
+567,8
|
59,3
|
18,1
|
15,8
| |
транспорт и связь,
|
689,6
|
99,0
|
116,1
|
в 3,0 р.
|
+573,5
|
87,2
|
32,6
|
30,4
| |
деятельность железнодорожного транспорта |
66,3
|
48,5
|
2,2
|
в 2,6 р.
|
+64,1
|
47,1
|
20,8
|
13,7
| |
деятельность прочего сухопутного транспорта |
19,2
|
123,1
|
10,0
|
138,2
|
+9,2
|
109,9
|
45,2
|
43,2
| |
транспортирование по трубопроводам |
152,2
|
102,9
|
17,9
|
в 20,4 р.
|
+134,3
|
91,3
|
18,3
|
8,8
| |
связь |
336,8 |
114,0 |
50,1 |
в 3,5 р. |
+286,7 |
102,0 |
25,7 |
22,8 | |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг,
|
401,9
|
49,3
|
109,1
|
в 3,2 р.
|
+292,8
|
37,5
|
23,8
|
22,7
| |
управление эксплуатацией жилого фонда |
5,2
|
112,0
|
6,9
|
120,2
|
-1,7
|
–
|
44,0
|
40,6
| |
научные исследования и разработки |
53,9
|
117,5
|
8,1
|
в 2,8 р.
|
+45,8
|
106,6
|
14,3
|
14,0
|
* Темпы изменения сальдированного финансового результата отчетного периода по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года рассчитаны по сопоставимому кругу организаций, с учетом корректировки данных соответствующего периода предыдущего года, исходя из изменений учетной политики, законодательных актов и др. в соответствии с методологией бухгалтерского учета. Прочерк означает, что в одном или обоих сопоставляемых периодах был получен отрицательный сальдированный финансовый результат.