Органы местного самоуправления, особенно в сельских и городских поселениях, постоянно решают одну и ту же дилемму: как максимально выполнить обязательства по оказанию публичных услуг населению и минимизировать при этом бюджетные расходы.
Ваучер – гарантия местной власти
Один из путей реализации этой двуединой задачи видится в практике применения такой управленческой технологии, как заказ на оказание социальных услуг с установлением целевой потребительской субсидии (ЦПС), или социального ваучера. По определению одного из разработчиков подобной технологии применительно к поселениям Кирилла Чагина из Института экономики города, ЦПС – это механизм организации предоставления услуг населению за счет бюджетных средств. При этом сам потребитель выбирает конкретного поставщика из нескольких, отвечающих требованиям муниципального заказа. А оплата поставщику осуществляется муниципалитетом уже после оказания услуги потребителю в полном соответствии с действующим законодательством в сфере местного самоуправления и в области государственных и муниципальных заказов.
Технология социального ваучера реализуется путем последовательного выполнения следующих процедур:
- определение заказчиком технического задания на оказание услуги, включая денежный номинал ЦПС;
- квалификационный отбор поставщиков и заключение с ними договоров на предоставление услуги;
- выдача ЦПС потребителям и сообщение им информации о поставщиках;
- выбор потребителем поставщика по своему усмотрению и получение услуги в обмен на ЦПС;
- предъявление поставщиком заказчику ЦПС и получение оплаты за оказание услуги.
- Данный инновационный подход к организации предоставления социальных услуг помогает добиться лучшей результативности при оказании публичных услуг и большей отдачи от расходуемых на них средств по сравнению с такой традиционной формой организации предоставления социальных услуг, как сметное содержание бюджетных учреждений. Таким образом обеспечивается прозрачность местного бюджета. Это достигается путем использования таких новых механизмов, как:
- формирование четких технических заданий, включая определение стоимости услуг;
- использование конкурсных (аукционных) процедур;
- проведение мониторинга обслуживания.
Результаты измеримы и реальны
Исходя из новой редакции Бюджетного кодекса, действующей с прошлого года, финансирование оказания муниципальных услуг – муниципального задания осуществляется с учетом состава услуги, ее качества и объема, условий, порядка и результатов оказания услуги. Формируя заказ или задание, муниципалитет определяет, сколько нуждающихся в услугах живет на территории, какие ресурсы имеются на оказание услуги, по силам ли муниципальному образованию самостоятельно справиться с обслуживанием всех нуждающихся. В перечень услуг вводится список конкретных, относительно автономных друг от друга видов деятельности, направленных на удовлетворение потребностей клиентов.
Затем определяется удельная стоимость задания – размер денежного номинала пособия на одного потребителя, а для заказа – максимальная стоимость выполнения всего задания. Скажем, в Архангельской и Вологодской областях распространенным видом муниципального заказа является заготовка дров для одиноких престарелых и инвалидов. Одно дело оформить общее задание, другое – расписать его с доставкой услуги до конкретного потребителя – обладателя социального ваучера (ЦПС).
Одновременно с определением общего объема и поименного исполнения заказа сельская администрация решает, заключать договор на оказание муниципального задания с одним или несколькими исполнителями. Естественно, все зависит от финансовых возможностей местного органа управления.
Как показывает практика, поселенческие администрации ограничены в средствах, поскольку зависимы от поступлений в их бюджеты субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов.
Тем не менее ЦПС – один из принципиально важных для органов местного самоуправления моментов привлечения населения к решению вопросов местного значения, а также возможность всемерного использования новых организационных форм хозяйствования в социальной сфере.
НКО, НГО, МАУ справляются лучше МУ
Крайне узок круг организаций, оказывающих социальные услуги населению в городских и сельских поселениях. Главным образом это клубы инвалидов, ассоциации выпускников детских домов, союзы родителей детей-инвалидов. Встречаются также группы самопомощи и взаимной поддержки граждан. Это вызвано тем, что в отличие от муниципальных структур некоммерческие организации (НКО) и негосударственные организации (НГО) оказывают более эффективную помощь при обустройстве бездомных граждан, а также в случаях насилия в семье детям и женщинам. Зачастую общественные организации становятся инициаторами формирования того или иного вида муниципального заказа.
Как показали недавние исследования в Перми, результативность оказания услуг и степень удовлетворенности ими у клиентов общественной организации оказалась намного выше, чем у клиентов, получавших аналогичные услуги от муниципальных учреждений. Однако существует риск бесконтрольного расходования целевых бюджетных средств в НКО или НГО, решающих, к примеру, в условиях кризиса свои задачи в ущерб качеству публичных услуг путем простого голосования. Есть еще риск, связанный с тем, что НКО или НГО может одновременно формировать муниципальное задание и стать его исполнителем.
Сейчас почти в 20 субъектах РФ социальные услуги населению оказывают муниципальные автономные учреждения (АУ). При бюджетном финансировании они более свободны, чем муниципальные учреждения, в распоряжении имуществом, средствами и решении таким образом поставленных перед ними задач. В 37 субъектах РФ приняты и реализуются региональные законы об автономных учреждениях в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуре и спорту. Переход муниципального учреждения в форму АУ сохраняет для него бюджетное финансирование и повышает его хозяйственную самостоятельность и степень его независимости от учредителя. А учредитель сохраняет контроль над расходованием бюджетных средств.
Единственное уязвимое место муниципального социального ваучера – несовершенство межбюджетных отношений, которые регулярно корректируются по мере реализации реформы местного самоуправления.