Активизируется процесс вытеснения из сегмента автострахования мелких и средних страховщиков. Факторами укрупнения рынка стали как действия регулятора, так и экономическая ситуация в целом. Оставшимся на рынке автострахования компаниям придется научиться взаимодействовать друг с другом на качественно ином уровне. Поправки в Закон об ОСАГО призваны гуманизировать этот вид страхования. Тем не менее пока эксперты не советуют водителям «рисовать» схемы ДТП самостоятельно.
Прошло уже две недели, как вступили в силу поправки в Закон об ОСАГО, согласно которым страхователь, попавший в аварию, имеет право обращаться за возмещением убытков в свою страховую компанию, а не, как прежде, в компанию виновника. Эта система получила название ПВУ (прямое возмещение убытков). С той же даты, 1 марта 2009 г., водителям законодательно разрешили оформлять мелкие ДТП (не больше двух участников, с ущербом до 25 тыс. руб. и без пострадавших) без вызова сотрудников ГИБДД по так называемому европротоколу. Данные поправки готовились давно, и страховые компании боролись за то, чтобы как можно дольше откладывать их вступление в силу. Вместе с тем час Х в конце концов настал и компаниям пришлось начать работу в новых условиях. Для осуществления взаиморасчетов между страховщиками при РСА была создана клиринговая система АПК ИРЦ ОСАГО. Каждый участник системы ПВУ должен был открыть расчетный счет в Альфа-банке (выбранном в качестве базового банка) и положить на депозит 3 млн руб.
Однако спустя неделю после вступления поправок в силу Минфин России начал конфронтацию с профессиональным объединением автостраховщиков – РСА. Разногласия касались того, как именно следует трактовать знаменательную дату. РСА считает, что поправки должны действовать исключительно в отношении тех, кто заключит договоры ОСАГО после 1 марта 2009 г. Компании – члены союза подписали соглашение, обозначающее именно такие условия применения поправок. Минфин же требует, чтобы система ПВУ распространялась на все действующие ныне полисы ОСАГО, в том числе на заключенные ранее 1 марта 2009 г. Поскольку с введением мартовских поправок автостраховщики ожидают увеличения убыточности по ОСАГО на 20–25% (в частности, за счет роста мошенничества), вопрос, на какое количество полисов они будут распространены, имеет значительное денежное выражение. Для мелких и средних компаний результат скорее всего окажется критичным. Таким образом, действия Минфина послужат усилению основной нынешней тенденции на рынке страхования, а именно укрупнению рынка.
Кроме разногласий между регулятором и автостраховщиками дополнительной проблемой системы ПВУ и европротокола может стать менталитет отечественных водителей и разногласия между самими страховщиками. Представить себе двух участников движения, спокойно договорившихся о том, кто прав, кто виноват, и правильно нарисовавших схему, не слишком легко. Российские водители известны достаточно агрессивной манерой вождения, из-за которой на дорогах ежегодно гибнет около 35 тыс. человек. Вполне вероятно, что эта агрессивность отразится и на процессе урегулирования вопросов, связанных с ДТП. Что касается страховых компаний, то в настоящее время не существует единого стандарта по оценке убытков по авариям, с чем связаны возможные проблемы по согласованию выплат «своим» и «чужим» страхователям.
Когда система ПВУ и европротокола в конце концов заработает, она в значительной степени послужит своего рода тренировочным полигоном, на котором страховщики будут учиться плодотворно взаимодействовать друг с другом, а отечественные водители – решать вопросы без кулаков и пистолетов. Как говорится, «маленький шажок для человека, большой шаг для человечества». И человечности.