В условиях дестабилизации российские компании все чаще отдают предпочтение зарубежным фондовым рынкам. Если раньше отечественный бизнес от западных площадок отпугивали дороговизна и сложность процедуры размещения ценных бумаг, а также куда более серьезные требования, касающиеся прозрачности финансовой деятельности, то в текущей ситуации значительную роль играет фактор надежности.
Речь не идет о компаниях, чье положение сильно пошатнул кризис. Интерес к западным рынкам возникает сегодня преимущественно у крупных предприятий реального сектора, ориентированных на добычу и переработку сырья. Но в отличие от российских площадок, где в нынешних условиях массового оттока инвесторов-нерезидентов относительно комфортно себя чувствуют только «голубые фишки», за рубежом имеются возможности привлечения средств и для компаний более скромной капитализации.
Первой ласточкой новой переориентации на Запад стало размещение еще в прошлом году на Лондонской фондовой бирже (LSE) акций «Уралкалия». За ним последовало и заявление о намерении выхода в 2009 г. на зарубежный рынок другого флагмана российской агрохимической промышленности – холдинга «Акрон». Иначе обстоят дела в отечественном банковском сегменте: в частности, от планируемого до кризиса выхода на LSE отказался Сбербанк, сославшись на неблагоприятную экономическую конъюнктуру.
Что же касается самого финансового инструментария, то подразумевается прежде всего Initial Public Offering (IPO) – первоначальное предложение акций на продажу широкому кругу лиц. Ключевым преимуществом IPO является возможность привлечения именно длинных денег для дальнейшего развития бизнеса. В докризисный период основной объем торгов акциями отечественных эмитентов приходился на национальную площадку ММВБ. Но после резкого падения рынка управления активами и ухода из России большинства иностранных инвесторов, на долю которых приходилась примерно половина всех операций, эмитенты начали вновь проявлять интерес к «двойным размещениям» (параллельному листингу в России и на Западе).
Как и ожидалось, наиболее привлекательной зарубежной площадкой стала LSE. Это связано с наличием у Лондонской биржи дополнительной торговой площадки AIM (Alternative Investment Market), специально ориентированной на компании «второго эшелона». Именно данный сегмент предприятий с капитализацией в диапазоне от 50 млн до 500 млн долл. испытывает сегодня наибольшие трудности, поскольку на текущий момент объективная оценка их активов крайне затруднительна и на прямое привлечение средств от инвесторов или кредитное финансирование рассчитывать не приходится.
Однако при достаточно либеральных условиях размещения на AIM и быстрых сроках его организации существуют определенные базовые критерии «входа»: устойчивая прибыльность, низкая долговая нагрузка, безупречная отчетность по международным стандартам и прозрачность структуры бизнеса. Кроме того, промышленникам следует понимать, что IPO – достаточно рискованная затея: малейшие отраслевые колебания на рынке способны резко снизить капитализацию компании. Существует и вполне конкретный порог ликвидности: менее чем на 100 млн долл. IPO проводить не имеет смысла.
Как уже говорилось, особенно пристальное внимание необходимо уделить проблеме прозрачности. К ней довольно серьезно относятся на британских торговых площадках, но недостаточно прорабатывают российские бизнесмены. Например, недавний скандал с компанией Sibir Energy, акции которой котируются на AIM, чуть было вновь не привел к возникновению вопроса об ужесточении условий листинга российских фирм на альтернативной бирже. Это произошло из-за того, что заявленная структура долга предприятия не соответствует фактически выявленной более чем в два раза. Существует и определенный чисто политический негативный фон в отношении наших компаний, сформировавшийся вследствие пресловутого дела активов ЮКОСа и «Роснефти».
В то же время оферта на подготовку к IPO уже сама по себе является серьезной заявкой на вхождение в высшую бизнес-лигу и весьма положительным образом сказывается на имидже компании. В частности, известны прецеденты, когда даже в случае отказа от размещения по каким-либо стратегическим причинам или изменений рыночной конъюнктуры инвесторы рассматривают пакеты документов на IPO в качестве потенциальных меморандумов на прямой характер финансирования. В этом контексте опять же куда более приоритетна ориентация на западные площадки, поскольку в России емкость рынка прямых инвестиций несопоставимо меньше.
Несколько смягчилась и позиция регулирующих органов в отношении эмитентов, стремящихся на Запад. Если на протяжении предшествующих лет, когда происходил, что называется, бум размещений, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ старалась ограничивать отток эмитентов на AIM и LSE, то сегодня, по-видимому, даже регуляторы начали понимать, что отечественный рынок не сможет «переварить» всех желающих. При этом нельзя сказать, что столь же активно, как в Лондоне, российские компании стремятся размещаться на Нью-Йоркской бирже (NYSE) – условия листинга там по-прежнему довольно жесткие, а стоимость на порядок выше, чем в Европе.
Немаловажным фактором является и возможность в результате размещения на зарубежных площадках получать оценки ведущих мировых агентств, что в значительной степени способствует привлечению дополнительного кредитного финансирования. Это привлекательно и для российского финансового сектора, в котором рейтингование считается обоснованием рефинансирования, предоставляемого Центробанком.
Довольно эффективно и использование в процессе IPO депозитарных расписок (GDR и ADR), поскольку для торговли таковыми непосредственный листинг компании на бирже не требуется. В последнее время увеличение спроса на данные внебиржевые бумаги, обращающиеся на европейских биржах, наблюдается и среди российских инвесторов через промежуточных операторов. Причина такого интереса в том, что даже в самые кризисные месяцы конца прошлого и начала нынешнего года котировки ADR и GDR российских компаний демонстрировали преимущественно рост, нежели падение.
К тому же отечественным инвесторам их же рынок, основную долю которого занимают сырьевой и энергетический сегменты, нередко знаком гораздо лучше, чем западный. Таким образом, «экспортные» размещения хотя и отрицательно сказываются на дальнейшем развитии собственного финансового рынка, в то же время не являются препятствием для возвращения денег в российскую экономику.