В ближайшее время госслужащих и членов их семей заставят представлять декларации о доходах и имуществе. Такие далеко идущие планы озвучил президент на втором заседании Совета по противодействию коррупции.
Глава государства остановился на нескольких вопросах, связанных с реализацией антикоррупционной стратегии и требующих оперативного решения. Прежде всего речь шла об организации эффективной антикоррупционной экспертизы тех законов, которые принимаются в России, и соответственно подзаконных актов.
Разночтения, неодинаковые трактовки, пробелы в нормативно-правовом регулировании повышают риск коррупционных действий. Поэтому сейчас нужно особое внимание уделить собственно экспертной работе. Она должна быть максимально свободна от субъективизма, проводиться на постоянной, системной основе. Правительство уже утвердило правила проведения экспертизы проектов подзаконных нормативно-правовых актов, что позволит выявлять коррупционные факторы на уровне подзаконных актов.
Кроме того, предстоит разработать проект федерального закона об антикоррупционной экспертизе законодательных инициатив, так как именно в них зачастую воплощаются в лучшем случае лоббистские устремления, а в худшем – закладываются условия для прямой коррупции.
Дмитрий Медведев также предложил утвердить порядок подачи государственными и муниципальными служащими и лицами, которые замещают так называемые государственные должности, сведений о имущественном положении и доходах членов их семей. Причем президент предложил начать с себя.
Нужно утвердить не только порядок предоставления такого рода сведений, но и разработать механизм проверки достоверности и полноты информации, которая попадает в декларации о доходах и имуществе. До сих пор подобных механизмов в нашей стране не было.
Наконец, необходимо ввести правила, регламентирующие порядок трудоустройства государственных и муниципальных служащих и лиц, замещавших государственные должности, после выхода их в отставку. В пакете антикоррупционных мер есть норма, предусматривающая, что соответствующее трудоустройство возможно только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов. Но это общее требование, а реально действующего механизма у нас пока нет.