ФТС России в письме от 21.01.2009 № 01-11/1949 «О декларировании топлива и горюче-смазочных материалов» разъяснила некоторые моменты декларирования и хранения топлива, находящегося в баках транспортного средства, пересекающего границу.
Транспортные средства, используемые для международной перевозки, помимо товаров перевозят топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ), предназначенные для передвижения их самих. Согласно параграфу 3 главы 21 Таможенного кодекса РФ товары, предназначенные для использования на транспортных средствах (кроме автомобильных) и потребляемые в процессе перевозки, относятся к припасам и при пересечении транспортным средством таможенной границы помещаются под таможенный режим перемещения припасов, предусматривающий освобождение от таможенных платежей.
Однако в подп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ определено, что транспортные средства — это любые морское (речное) судно, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
В связи с этим возникает вопрос: как все же декларировать топливо и ГСМ — как припасы или в составе самого транспортного средства? Данный вопрос и был рассмотрен службой.
ФТС России разъяснила, что топливо и ГСМ, находящиеся в штатных баках транспортных средств при их перемещении, по выбору перевозчика могут декларироваться как в режиме перемещения припасов, так и в составе самих транспортных средств. Топливо, размещенное в дополнительных емкостях, необходимо декларировать только как припасы.
Существует и другая проблема. Часто таможенные органы требуют, чтобы топливо и ГСМ до погрузки на борт судна хранились под таможенным контролем, да еще и доставлялись в зону таможенного контроля для подачи таможенной декларации.
В рассматриваемом письме ФТС России указала, что такие требования незаконны. Таможенное законодательство предусматривает только одно требование: топливо и ГСМ до погрузки на борт судна должны храниться в местах, находящихся под таможенным контролем, а это обычные места разгрузки и перегрузки товаров.