Отныне проекты нормативных правовых актов будут проходить экспертизу в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В последнее время государство всерьез озаботилось проблемой борьбы с коррупцией. Так, 31 июля 2008 г. Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции, в котором в качестве одной из антикоррупционных мер определена разработка проекта федерального закона «О противодействии коррупции». Менее чем за полгода этот закон был разработан и принят (от 25.12.2008 № 273-ФЗ). В частности, в нем предусмотрено, что профилактика коррупции должна осуществляться в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
В развитие этих положений Правительство РФ постановлениями от 05.03.2009 № 195 и 196 утвердило правила и методику проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее — Правила и Методика).
Кто проводит экспертизу
Экспертизу нормативных актов на коррупционность будет проводить Минюст России с привлечением независимых экспертов. Ими могут быть аккредитованные при министерстве юридические и физические лица (Минюсту поручено в двухмесячный срок утвердить положение об аккредитации независимых экспертов).
Независимыми экспертами не признаются юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти — разработчика проекта документа.
Чтобы получить аккредитацию, физическое лицо обязано иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. У юридического лица для аккредитации должно быть в штате не менее трех сотрудников, удовлетворяющих требованиям аккредитации физического лица.
Свидетельство об аккредитации выдается на пять лет. Плата за аккредитацию и выдачу свидетельства не взимается.
Минюст может аннулировать аккредитацию, если аккредитованное лицо не проводит экспертизу более двух лет, а также в случае добровольного отказа независимого эксперта от аккредитации.
Какие акты подлежат экспертизе
Проверять на коррупционность будут проекты федеральных законов, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
Кроме того, экспертизе подлежат концепции и проекты технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проекты федеральных законов, поступившие для подготовки официальных отзывов и заключений Правительства РФ, а также проекты поправок Правительства РФ к федеральным законам.
Независимая экспертиза на коррупционность не проводится в отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Для проведения независимой экспертизы разработчик проекта документа размещает его на своем официальном сайте в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на согласование в государственные органы и организации.
Как проводится экспертиза
В ходе проведения экспертизы каждая норма проекта акта проверяется на наличие в ней коррупционных факторов. Под ними понимаются положения, способствующие проявлениям коррупции при их применении, в том числе способные стать непосредственной основой коррупционной практики либо создать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупционные факторы подразделены на три группы.
К первой относятся факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее — госорганы). Такие факторы выражаются в отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решений госорганами; наличии дублирующих полномочий, установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, отсутствии четкой регламентации их прав, а также возможности необоснованного установления к ним исключений из общего порядка. К этой группе также относится наличие в проекте нормативного правового акта отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа, принявшего первоначальный нормативный правовой акт, принятие нормативного правового акта сверх компетенции, установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона, употребление в тексте неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Вторая группа — факторы, связанные с правовыми пробелами. Они включают в себя: отказ от конкурсных (аукционных) процедур, отсутствие порядка совершения госорганами определенных действий, отсутствие для них запретов и ограничений, а также мер ответственности, отсутствие норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля за деятельностью госорганов, отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности госорганов и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
Третья группа состоит из факторов системного характера, то есть тех факторов, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа. Это могут быть противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для госорганов или их должностных лиц возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
По результатам экспертизы на коррупционность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. В экспертном заключении также могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
Учет результатов экспертизы
Выявленные коррупционные нормы должны быть устранены разработчиком при доработке нормативного правового акта. При несогласии с результатами экспертизы разработчик вносит проект документа на рассмотрение Президента РФ или в Правительство РФ с обоснованием несогласия и приложением всех поступивших экспертных заключений.
***
Насколько эффективными окажутся утвержденные Правила и Методика, покажет время. На наш взгляд, полностью проблему коррупционности документов они не решат, поскольку не распространяются на нормативные правовые акты органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.