В период «финансовой лихорадки», охватившей весь мир, говорить о повышении производительности, казалось бы, странно. Но предприятия стараются именно в это сложное время изыскивать новые возможности на основе анализа прошлой деятельности, прогнозируя развитие событий, строить планы на будущее.
Зарубежные производители, несомненно, активизируют свою деятельность на российских рынках как менее насыщенных товарами и производителями, но обладающих значительным покупательным потенциалом. Основной акцент будет сделан на цене товаров/услуг. Такое давление уже ощутимо. И немалую роль здесь играет проводимая в большинстве развитых стран финансовая политика по снижению, вплоть до нулевой, ставки рефинансирования, а следовательно, и процентов по предоставляемым банками кредитам.
Частично эта финансовая атака демпфируется снижением валютного курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Фактически относительный ценовой рост/снижение импортируемых товаров/услуг близок к нулю.
В этой ситуации у иностранцев остается еще один фактор — низкая конкурентоспособность отечественной продукции, вызванная низким качеством и потребительскими свойствами при весьма высокой ее себестоимости.
Недостатки эти порождены устаревшими конструкторскими решениями и технологиями, крайне низким уровнем автоматизации производства, неэффективными методами управления, при которых качество работы менеджеров подменяется их количеством, а материальное стимулирование никак не увязывается с результатами деятельности.
Бездумный «кост-киллинг», не сопровождаемый повышением производительности, приводит к сокращению, а то и к полной ликвидации собственных производств, потере имеющегося кадрового потенциала, замене собственных изделий импортными. По сути, это означает смену деятельности с производственной на сугубо торговую.
Были подобные предложения и в нашей компании. Так, одно из малорентабельных и неконкурентоспособных изделий предлагалось снять с производства, заменив его на аналогичное импортное либо изготавливаемое отечественными конкурентами, но по более низким ценам. Следствием этого неизбежно стало бы сворачивание ряда собственных производств и сокращение персонала.
Но это далеко не единственное отрицательное последствие подобного «лечебного голодания», рассчитанного на примитивное выживание компании. В обычной жизни после всяческих «диет» и «постов» все утраченное довольно быстро восстанавливается. Причем нередко в размерах, превосходящих прежний уровень.
То же самое ожидает и компании, выбравшие в качестве «лекарства» метод максимального снижения всех затрат. На последующее восстановление утраченных технологий, производств и трудовых коллективов будет затрачено не меньше, а скорее всего значительно больше сил и средств, чем понадобилось бы для их сохранения. Но даже достичь прежнего уровня не удастся.
Руководство нашего предприятия провело углубленный анализ реальной потребности рынка в этих изделиях и причин, по которым наша продукция является неконкурентоспособной. Работа заняла несколько месяцев, и в результате нашли альтернативное решение — войти в кооперацию с разработчиками прибора, предложившими принципиально новую схему не только самого изделия, но и всей технологической цепочки его изготовления. Себестоимость изделия при этом могла быть снижена более чем на 30% при одновременном значительном улучшении и расширении потребительских характеристик и свойств.
Однако, как показал анализ, просто заменив один «конструктив» на другой, мы можем рассчитывать лишь на незначительное снижение себестоимости. Оно обусловлено заменой некоторых материалов на менее дорогостоящие, а также сокращением трудозатрат и общей материалоемкости изделия, связанных с изменением конструкции.
Все остальные возможные преимущества и выгоды от замены старого прибора на новый лежат вне предложенных конструкторских решений.
Для радикального снижения себестоимости необходимы совершенно новые технологии и соответствующее оборудование, что потребует значительных капиталовложений. Но в условиях кризиса снижение цен — фактор, который нужно использовать для обновления оборудования и технологий.
А дальше складывается цепочка взаимосвязанных событий — действий — решений: новые технологии и оборудование могут окупиться только при значительных объемах производства, которое, в свою очередь, потребует такого же значительного увеличения объема продаж. Объем же продаж в значительной мере зависит от эффективности работы сбытовых подразделений. Все эти звенья цепи можно объединить в одном понятии «эффективность бизнеса». И в этом понятии производительность труда играет важную, но не единственную роль, поскольку сама является лишь производной от эффективности менеджмента компании.
Найти необходимые средства для осуществления таких преобразований могут помочь отечественные венчурные фонды. Качественный, хорошо проработанный проект, несомненно, должен привлечь их внимание.
Сажать ли предприятия на голодный паек, сокращая персонал, закрывая производства, или, напротив, завоевывать новые позиции на рынках, повышая производительность труда и снижая себестоимость продукции за счет внедрения новых конструкторских и технологических решений и методов управления, предстоит решать владельцам и топ-менеджерам компаний. Не забывая, что хотя бизнес и не терпит торопливости, но в еще большей мере — промедления.