Основной показатель — качество

| статьи | печать

 

Основной показатель — качество

 

Производительность работника умственного труда определяется шестью факторами.

1. Производительность работника умственного труда требует четкого ответа на вопрос, в чем заключается производственное задание.

2. Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда должны сами собой управлять (они сами себе менеджеры). Им необходима независимость.

3. Непрерывная инновационная деятельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного труда; он должен отвечать за внедрение нововведений.

4. Работнику умственного труда надо, с одной стороны, постоянно учиться, а с другой — постоянно учить.

5. Производительность работника умственного труда не измеряется количеством или объемом — во всяком случае это далеко не самый главный показатель. Зато качеству придается огромное значение.

6. Наконец, для повышения производительности работника умственного труда необходимо смотреть на него не как на «издержки», а скорее как на «капитал» и обращаться с ним соответственно. Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали этот вариант всем прочим.

Данные требования, за исключением, пожалуй, последнего, почти полностью противоположны требованиям, необходимым для повышения производительности работника физического труда.

Конечно, и при физической работе качество важно. Но оно строго регламентировано. Существует стандарт качества, так сказать, минимум качества. Заслуга всеобщего контроля качества, другими словами, применения статистической теории XX века к физическому труду заключается в возможности существенно снизить (или даже свести к нулю) количество единиц продукции, не соответствующих разработанному стандарту качества.

Но в большинстве работ, связанных с умственным трудом, качество не бывает минимальным и регламентированным. Качество — это и есть конечный продукт умственного труда. Изучая производительность учителя, мы не задаемся вопросом, сколько учеников посещают его занятия. Мы интересуемся, сколько учеников преуспели в преподаваемой им дисциплине. А это вопрос качества. При оценке производительности медицинской лаборатории вопрос, какое количество анализов можно выполнить на ее оборудовании, второстепенен и возникает только после вопроса, каковы качество и надежность результатов анализов. Качеством измеряется даже производительность работы клерка в регистратуре. Поэтому производительность работника умственного труда должна быть в первую очередь нацелена на достижение качества, причем не минимального уровня, а оптимального, лучше — максимального. Только при наличии такого уровня качества можно задавать вопрос: а где объем, где количественные показатели работы?

Из сказанного следует, что к задаче повышения производительности работника умственного труда мы подходим скорее с точки зрения качества, чем количества. Это также означает, что нам предстоит научиться определять это качество.