Сегодня много говорят о кризисе, неплатежах, сокращении расходов и персонала. Но мало — о действенных мерах, которые позволят не только выжить организации в кризис, но и опередить конкурентов. Другими словами, о том, как стать эффективнее конкурентов.
Эффективность — это способность получать результаты с наименьшими затратами ресурсов (Stewart, 1985). В упрощенном виде эффективность применительно к организации — это отношение выручки предприятия к издержкам.
Исходя из определения существуют два базовых варианта повышения эффективности. Выручка растет быстрее затрат. И затраты снижаются быстрее выручки. Идеальный вариант: выручка растет, затраты падают. Наблюдаются две тенденции:
1) в период стабильности и роста рынка внимание руководителей и собственников сосредоточено, как правило, на завоевании рынков, росте выручки, затратам уделяется мало внимания;
2) в период кризиса внимание руководителей и собственников сосредоточено прежде всего на снижении затрат. На втором месте — как удержать выручку на прежних показателях, реже — как ее увеличить.
Безусловная польза кризиса в том, что он заставляет руководителей серьезно задуматься о затратах предприятия и повышении эффективности работы организации.
Зачастую самыми доступными способами снижения затрат являются сокращение:
• фонда оплаты (урезание премий, сокращение персонала);
• арендных платежей (переезд на меньшую и дешевую площадь);
• складского запаса (снижение нормы запаса, распродажа неликвидов).
Это, собственно, и наблюдается сегодня на российском рынке. Более 80% отечественных компаний сокращают сотрудников или зарплаты.
Действия по сокращению арендных платежей и складского запаса довольно очевидны. Неочевидны действия по сокращению зарплат. Вопрос в том, как сократить затраты на персонал так, чтобы не потерять в эффективности работы. Ведь что-то сотрудники до этого делали, чем-то были полезны организации.
Здесь вспоминаются классические работы Ф. Тейлора и Ф. Джилберта. «По нашей системе люди, не уставая, производят за то же время в 13(!) раз больше (кладут 350 кирпичей в час) (относительно „эталона“, задаваемого профсоюзом каменщиков, работавших по сдельной системе оплаты и требовавших установить норму в 275 кирпичей в день и повысить расценку). И получают при более легком, но одновременно гораздо более производительном труде процентов на 35% больше, чем средний каменщик на рынке».
Еще вспоминается стахановское движение. Так оно названо по имени его зачинателя — забойщика шахты «Центральная — Ирмино» (Донбасс) А. Г. Стаханова, добывшего за смену 102 т угля при норме 7 т. Рекорд Стаханова был вскоре перекрыт его последователями. Наибольшей выработки в Донбассе достиг Н.А. Изотов, добывший 1 февраля 1936 г. на шахте № 1 «Кочегарка» (Горловка) 607 т угля за смену.
В резолюции пленума (ЦК ВКП(б), декабрь 1935 г.) подчеркнуто: «Стахановское движение означает организацию труда по-новому, рационализацию технологических процессов, правильное разделение труда в производстве, освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной подготовительной работы, лучшую организацию рабочего места, обеспечение быстрого роста производительности труда, обеспечение значительного роста заработной платы рабочих и служащих».
Однако мало кто осведомлен о том, что до Стаханова каждый шахтер работал отбойным молотком, подносил столбы и доски, крепил свод шахты, используя столбы и доски, выполнял другие работы.
Стаханов и Изотов как высококвалифицированные специалисты работали только отбойным молотком, остальную работу делали менее квалифицированные крепильщики. Поэтому выработку 102 т (Стаханов) и 607 т (Изотов) нужно поделить на несколько человек.
Развернувшееся стахановское движение способствовало значительному росту производительности труда. Так, в промышленности СССР за годы 2-й пятилетки (1933—1937) она увеличилась на 82%.
Сегодня, к примеру, большинство продавцов (менеджеров по продажам) продают товар, оформляют документы, организуют и (или) контролируют отгрузку, выполняют другие работы.
Аналогия между тем, чем занимается современный продавец, и тем, чем занимались шахтеры до Стаханова, очевидна. Увы, реалии нашего рынка таковы, что в российских компаниях квалифицированный персонал (не только продавец) часто выполняет много неквалифицированной, рутинной работы. Это одна из причин очень низкой производительности труда в России.
О неэффективности трудовой деятельности россиян свидетельствуют цифры. По расчетам Международной организации труда (МОТ), в 2005 г. вклад каждого гражданина в ВВП страны составил 15,563 тыс. долл. В США — это почти 64 тыс. ежегодно, а в восточноевропейских странах — 20—25 тыс. долл. И даже в странах СНГ показатели лучше: в Армении — 22,763 тыс. долл., Белоруссии — 21,527 тыс., Казахстане — 18,688 тыс. долл.
Можно сравнить советскую терминологию, касающуюся стахановского движения, и современную бизнес-терминологию (см. табл.).
Велосипед давно изобретен, и, более того, многие его используют. Методикам «оптимизации бизнес-процессов» и «оптимизации организационной структуры» уже несколько десятков лет.
Один из ключевых показателей эффективности работы организации — производительность труда. Простое сокращение персонала позволяет компании что-то сэкономить в краткосрочной перспективе, но практически никак не отражается на итоговой эффективности организации в долгосрочной перспективе.
Ключ к повышению эффективности работы организации, выживанию в кризис и лидированию — разделение труда, внедрение современных бизнес-технологий. Это очень мощный резерв для повышения эффективности компании.
На заре рыночных отношений, пока рынок был пустым, выигрывал самый проворный. Работал принцип: «Кто первым встал, того и тапки». Сегодня эта стратегия работает намного хуже, поскольку рынок достаточно наполнен и конкурентен.
Кризис сделал рынок еще более тесным. Выживут и вырвутся вперед те, кто использует бизнес-технологии, у кого лучше оптимизирована структура, отлажены бизнес-процессы и, как следствие, оптимизированы затраты.
Сравнение терминологии
Советская
|
Современная
|
Рационализация
|
Оптимизация бизнес-процессов, оптимизация информационных потоков
|
Правильное разделение труда
|
Оптимизация организационной структуры
|
Освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной подготовительной работы
|
Перераспределение
|
Лучшая организация
|
Оптимизация форм
|