Консервативная и выжидательная позиция компаний не даст должного результата в условиях кризиса. Выиграют те, кто точно определит возможности для устойчивого развития и примет неординарные стратегические решения, отличающие их от конкурентов. Такое мнение высказывают представители свыше 300 компаний, обороты которых исчисляются миллиардами долларов.
Снижение затрат и высвобождение средств
Основа любого бизнеса – денежные средства. Их недостаток ощущают сегодня многие компании. Около 40% фирм отмечают существенное ухудшение экономических условий в секторах, в которых они ведут деятельность. Около трети отмечают уход конкурентов с рынка и увеличение банкротств. Более двух третей сократили сроки представления отчетов о рисках своим советам директоров.
Инициатива по снижению затрат уже оказала влияние на внутреннюю стратегию бизнеса. Более 80% респондентов проанализировали снижение основных затрат, порядка двух третей инициировали программы сокращения персонала, и более половины опрошенных пересмотрели свои затраты в области ИТ. Европейские компании в большей мере, чем американские, намерены сократить затраты на недвижимость и ИТ, а не прямые и косвенные расходы на персонал.
Кредитный кризис вынудил компании искать альтернативные пути повышения ликвидности. Почти половина фирм продала или закрыла отдельные подразделения, 43% предприятий рассматривали возможность привлечения краткосрочного финансирования, тогда как 23% обдумывали варианты исполнения своих обязательств, а также переговоров с кредиторами, аналитиками и рейтинговыми агентствами о возможности пересмотра долговых обязательств. Лишь чуть больше четверти принимавших участие в опросе отметили, что для их компаний наличие денежных средств – вопрос некритичный.
Пострадали и клиенты, и поставщики
Сейчас компании стараются уделять пристальное внимание своим клиентам и цепочкам поставок. Больше половины респондентов столкнулись с ухудшением кредитоспособности клиентов (в Европе – почти 60%). Кроме того, больше половины предприятий указывают, что их ключевые клиенты находятся в сложной ситуации, а также сообщают об увеличении промежутка времени между размещением заказа и получением оплаты.
Фирмы корректируют свои стратегии с учетом новых условий деятельности: почти треть компаний сообщает об усилении внимания к ключевым клиентам и свыше 40% – о разработке новых продуктов. Треть предприятий заявляет, что беспокойство по поводу существующих клиентов вынудило их расширить клиентскую базу. Треть фирм отмечает разрыв отношений с клиентами, риск по которым они считают высоким.
Что касается поставщиков, то стратегии компаний разделились на два типа. Одна половина опрошенных сократила базу поставщиков, чтобы добиться более выгодных цен или условий поставки. В то же время другая половина расширила базу поставщиков, чтобы максимально обезопасить себя в случае потери ключевого поставщика. Большинство фирм уже ведут активные переговоры с поставщиками, половина более часто обсуждает условия платежей, а более четверти предприятий сообщило о том, что их ключевые поставщики испытывают финансовые затруднения.
По оценке экспертов, в настоящее время консервативная и выжидательная позиция не даст должного результата. Выигрывают те, кто точно определил возможности для устойчивого развития во время кризиса и принял стратегические решения, отличающие их от конкурентов. В большинстве случаев это нестандартные решения. Во время кризиса можно быстро и эффективно реагировать на изменения в бизнес-среде и достичь лидирующей позиции в своей отрасли за короткий промежуток времени.
Наличие новых возможностей для развития бизнеса даже в нынешних тяжелых условиях подтверждают данные об изменении стоимости активов компаний в различных отраслях мировой экономики. Например, рыночная капитализация фирм, занимающихся биотехнологиями и фармацевтикой, за последнее время почти не снизилась.
«Задраить люки. Осмотреться в отсеках»
Что касается стратегических приоритетов на ближайший год, то подавляющее большинство называет среди них защиту активов, повышение эффективности деятельности, а также реструктуризацию бизнеса. В области управления денежными потоками две трети опрошенных рассматривают целесообразность проведения проверки существующего состояния управления финансовыми потоками и движения денежных средств на всех уровнях. Половина компаний интегрирует меры по оптимизации оборотного капитала в задачи руководства по повышению эффективности, а 36% респондентов рассматривают активы, которые при необходимости можно продать.
На чем собираются экономить
Представители фирм подчеркивают, что они ожидают получить существенную или достаточную экономию на операциях в цепочке поставок (58%), в службах продаж и маркетинга (42), операционной деятельности (56) и ИТ (43%).
В стратегическом плане 40% международных и 53% европейских компаний сообщают о возможности продажи непрофильных или неэффективных направлений, интенсивного использования корпоративного центра услуг (27%) и аутсорсинга (31), формирования стратегических альянсов (30) и перевода операционной деятельности в низкозатратные регионы (31%). Особые перспективы компании видят в области аутсорсинга служб ИТ, логистики и управления персоналом.
Вместе с тем значительное число предприятий рассматривают кризис через призму новых возможностей. При этом 34% обдумывают варианты стратегических приобретений на мировом, а 38% – на европейском рынке.
С одной стороны, текущий кризис создал беспрецедентные сложности для компаний, а с другой – предоставил возможности для роста бизнеса и расширения доли на рынке для тех фирм, которые быстро и решительно реструктуризируют и оптимизируют операции, ликвидируют неэффективные и слабые места своего бизнеса. Окрепнув, они получат возможность приобрести активы конкурентов.
Развивающиеся рынки и рост
Ситуация на большинстве развитых рынков воспринимается как спад. Компании по-прежнему рассматривают развивающиеся рынки для поиска возможностей. Китай (59%), Индия (45), Юго-Восточная Азия (26) и Восточная Европа (31%) – регионы, где, по мнению большинства глобальных компаний, будут возможности для роста.
Американские компании отдают предпочтение странам Юго-Восточной Азии перед Индией, в то время как для европейских компаний характерна обратная тенденция. Около 18% компаний рассчитывают, что в ближайшем будущем в странах с развивающимися рынками сохранится существенный рост. Большинство (57%) ожидают, что рост, если и сохранится, будет идти не такими быстрыми темпами, как в последние два года. По мнению 25% респондентов, рост значительно замедлится.
Компании совершенно обоснованно сохраняют уверенность в возможностях, которые предоставляют развивающиеся рынки. Это выглядит вполне закономерным, ведь, по оценкам Всемирного банка, в 2009–2020 гг. на долю Бразилии, России, Индии и Китая придется 40% мирового экономического роста.
Таблица 1
Изменение совокупной рыночной капитализации
30 крупнейших компаний по секторам экономики
Снижение стоимости, % |
Сектор |
0<10 |
Биотехнологии, фармацевтика |
10<20 |
– |
20<30 |
Производство потребительских товаров |
30<40 |
Топливно-энергетическая промышленность и электроэнергетика, СМИ и индустрия развлечений, нефтегазовая промышленность |
40<50 |
Автомобильная промышленность, технологии |
50+ |
Недвижимость, металлургия и горнодобывающая промышленность, банковский сектор |
Таблица 2
Как отразился кризис на работе с клиентами?
Реакция |
% |
Мы повысили внимание к ключевым клиентам |
72 |
Мы запустили новые продукты или услуги |
39 |
Мы расширили базу клиентов (посредством выхода на новые региональные рынки) |
34 |
Мы расторгли договоры, характеризующиеся высокой степенью риска |
31 |
Некоторые из наших ключевых клиентов обанкротились |
24 |
Клиенты расторгли договоры с нашей компанией |
19 |
Таблица 3
Какие из перечисленных мер вы намерены использовать в ближайшее время?
Мера |
% |
Обеспечение безопасности текущей деятельности компании |
74 |
Защита существующих активов |
40 |
Повышение эффективности деятельности |
39 |
Реструктуризация, направленная на соответствие новым условиям |
37 |
Поиск новых возможностей на рынке |
19 |
Какие меры в управлении денежными средствами предпринимает ваша компания?
Мера |
% |
Нисходящий анализ существующих процедур управления денежными средствами и денежными потоками |
68 |
Включение мер по управлению оборотным капиталом в число задач, связанных с повышением эффективности деятельности |
52 |
Рассмотрение возможности продажи некоторых активов для получения денежных средств |
36 |
Составление экстренных планов, направленных на получение дополнительных денежных средств |
21 |
Согласование подхода в отношении инвестирования избыточных денежных средств (например, в облигации, ценные бумаги и т.д.) |
18 |
Таблица 5
На каких видах деятельности ваша компания сконцентрирует свои капитальные затраты?
Вид |
% |
Сохранение существующей модели бизнеса |
23 |
Стратегические приобретения |
16 |
В настоящий момент мы еще не выработали оптимальный подход |
8 |
Оптимизация или рост согласно существующей модели бизнеса |
53 |
Таблица 6
Какие меры по снижению затрат уже приняла ваша компания?
Меры |
% |
Общий анализ, нацеленный на снижение затрат |
84 |
Сокращение численности персонала |
60 |
Рационализация ИТ |
44 |
Рационализация вознаграждений сотрудникам |
42 |
Рационализация в отношении объектов недвижимости |
30 |
Прочие инициативы по снижению расходов |
4 |
Ничего из вышеперечисленного |
4 |
Таблица 7
Какая служба вашей компании более всего пострадала в последнее время?
Служба |
% |
Слияния и приобретения |
40 |
Продажи и маркетинг |
37 |
Исследования и разработки |
31 |
Операционная деятельность |
27 |
Информационные технологии |
25 |
Программы устойчивого развития |
14 |
Управление рисками |
6 |
В нашей компании не наблюдается снижения инвестиций |
15 |
К СВЕДЕНИЮ
Исследование «Новые перспективы в сложных условиях» (Opportunities in Adversity) проводилось в январе 2009 г. фирмой The Economist Intelligence Unit по заказу «Эрнст энд Янг». В опросах приняли участие 337 членов советов директоров международных корпораций (больше половины из них имеют оборот свыше 10 млрд долл.), которые рассказали о том, как экономический спад повлиял на их стратегические цели и методы деятельности.