Два важных государственных ведомства – Минэкономразвития и ФАС – представили на днях Программу развития конкуренции в России. Причем одновременно государство выводит из зоны свободной конкуренции предприятия, которые производят весомую часть ВВП.
На конкурентную среду в условиях кризиса влияют две группы факторов. С одной стороны, ужесточается борьба между компаниями за финансовые ресурсы и долю рынка в условиях падения спроса. С другой – появляются любимцы фортуны, а точнее, государства, которые получают поддержку за счет бюджетных средств.
Системообразующие предприятия, количество которых на первый взгляд невелико, производят, по оценке Правительства, 3/4 нашего ВВП. Это компании-лидеры, производство которых нередко оснащено современным оборудованием, а производительность труда, по данным ТПП России, в 4–5 раз превышает среднеотраслевой показатель. Многие из них в результате антикризисных мер практически выходят из зоны свободной конкуренции.
Стимулировать лидирующие предприятия желательно, но вряд ли этому помогут прямые бюджетные вливания, которые можно запросто потратить на цели, далекие от производства.
Практика предоставления госсредств банкам показала, что они зачастую используют эти деньги для достижения собственных, эгоистических целей (спекулируют на валютном рынке, выводят средства за рубеж и пр.). Прокуратура уже возбудила порядка 70 дел против руководства различных банков по этому поводу.
Гораздо эффективнее обеспечить системообразующие компании государственными заказами, которые позволят гарантировать бесперебойную работу их производства и по цепочке – смежников.
Особое внимание наши чиновники должны обратить на госкомпании, которые, получая бюджетные средства, позволяют себе затягивать (а иногда и вовсе откладывать) платежи своим поставщикам. Кроме того, госпредприятия обязаны сейчас реализовывать свои инвестиционные программы, приобретая оборудование и комплектующие отечественных производителей.
Но самое тревожное – по-прежнему отсутствуют меры господдержки, рассчитанные на широкий круг обычных компаний. Бизнес уже давно предлагает хотя бы временно – на полгода – снизить ставку НДС до 10%, а в высокотехнологичных отраслях сделать ее нулевой.
Нужны не слова, а кардинальные решения для поддержки малого бизнеса. Например, для предприятий с численностью работающих до 50 человек можно ввести патент с одновременным освобождением от всех видов отчетности, кроме ЕСН. Это даст возможность реально занять большое количество безработных в малом бизнесе.
Если же государство сосредоточится только на поддержке крупного бизнеса, то Программа развития конкуренции в России будет лишь дымовой завесой, прикрывающей отсутствие экономической состязательности в условиях кризиса.