«Белые» теснят «серых»

| статьи | печать

В результате конкуренции и ужесточения проверок ситуация на рынке таможенных услуг меняется. Можно надеяться, что в лучшую сторону.

 

Профессиональное сообщество

Компании и частные брокеры, оказывающие таможенные услуги, представляют собой довольно замкнутую группу. Большинство ее участников — выходцы из таможенных органов или брокеры с большим опытом и стажем работы. Они хорошо осведомлены друг о друге, имеют тесные взаимоотношения с представителями таможенной системы и всех контролирующих и силовых органов власти на самых разных уровнях.

Одной из проблем таможенного профессионального сообщества является консолидация и объединение усилий для решения общих проблем в нормализации, упорядочении и развитии таможенного бизнеса. Однако вкладывать какие-либо ресурсы в общее дело никто не желает.

Если брокер или участник ВЭД за свой счет решит какой-либо вопрос для своей компании, то все остальные автоматически получают возможность и право пожинать плоды его усилий.

 

Изменения продолжаются

Сама таможня сегодня испытывает трудности из-за незаконченной реструктуризации, продолжающихся изменений в законодательной и нормативно-правовой базе, многократной перестановки и увольнения руководящих сотрудников и замены их новыми из других правоохранительных и силовых ведомств.

В результате глубоких широкомасштабных проверок и кадровых чисток в ФТС нарушились устоявшиеся связи, порядок и традиции в таможенной системе. Это значительно уменьшило количество «серых» брокеров, практически уничтожило «черных» и сократило коррупционную составляющую.

Однако таможня получила и негативный опыт. Пришедшие в систему новые люди, далекие от нее, резко снизили уровень профессионализма как при принятии решений и формировании новых нормативных актов, так и в практической работе. Все это внесло хаос в деятельность участников ВЭД, таможни, компаний и частных лиц, оказывающих таможенные услуги.

Принятие решений о сокращении складов СВХ и таможенных постов в Москве с переносом их в область, а также последующее закрытие их в области усилило метания брокеров, импортеров и экспортеров и ухудшило морально-психологический климат среди линейных сотрудников
таможен.

В ожидании большого потока грузов областные СВХ и таможенные посты резко увеличили ставки и начали было выбирать участников ВЭД и их грузы. Однако, с одной стороны, кризис, общий спад грузопотоков и отсутствие кредитов для проведения таможенных платежей значительно уменьшили их амбициозные настроения.

С другой стороны, перспективы переноса оформления на границы, введения с 2009 г. оперативного электронного обмена информацией по грузам с иностранными таможнями, повышение роли электронного декларирования и ожидаемые сокращения московских таможенных постов усилили пессимистические и унылые настроения среди «серых» брокеров и среди самих сотрудников таможни.

Положительным эффектом такого воздействия на систему стало сокращение теневых финансовых потоков и объемов коррупции, увеличение таможенных платежей в бюджет и выравнивание возможностей участников ВЭД в минимизации таможенных затрат. Большую ценность приобрело не только умение операторов таможенных услуг проработать и получить для участника ВЭД преференции или право на использование определенных таможенных режимов или кодов, но и умения защитить их в течение всего времени действия ВЭД-контрактов.

Отрицательный эффект — моральная подавленность сотрудников таможни, боязнь ответственности, безынициативность, снижение профессионализма и квалификации, увеличившие количество необоснованных решений в правоприменительной практике. Усложнилось получение разрешений и согласований, усилилась непредсказуемость и непрозрачность таможенного администрирования.

 

Таможенный сервис

Сократилось общее число брокеров, и ускорились темпы консолидации предприятий таможенного сервиса. Резко возрос спрос и требования к профессионализму и квалификации. С ростом платежей в бюджет понизилась стоимость большинства таможенных услуг, но в то же время возросла комиссия таможенных складов. Среди предприятий таможенного сервиса появилась тенденция к расширению комплекса услуг за счет не свойственного ранее им бизнеса: экспедирование, перевозки, складское обслуживание.

Консолидация возможностей, интеллектуальных и человеческих ресурсов в объединенных логистических компаниях-операторах ведет к разработке и внедрению новых эксклюзивных таможенных схем и технологий по оптимизации платежей, в рамках которых требуется управление всем процессом движения товара и предварительное официальное согласование условий с таможней.

С одной стороны, это позволяет им получать прибыль со всего проекта без необходимости делить ее с партнерами-подрядчиками, а с другой стороны, за счет централизации управления улучшать качество и надежность услуг.

Лицензированные таможенные брокеры, беря на себя обязательства вплоть до финансовой и судебной ответственности, получили возможность эффективно противостоять «серым» структурам и развитию у клиентов собственных таможенных подразделений.

Все это приводит к усилению конкуренции, поглощениям и слияниям, но в целом снижает стоимость, повышает качество и увеличивает надежность и прозрачность таможенного сервиса и таможенного бизнеса в целом.