Если договором конкретный день платежа не определен, то пересчет валютного обязательства в рубли при добровольном возмещении задолженности осуществляется по курсу на дату фактического платежа.
Две российские организации заключили договор поставки оборудования. При этом российский заказчик действовал в интересах иностранной компании, которой и отправлялось изготавливаемое исполнителем оборудование.
Цена договора была номинирована в долларах, но платежи должны были осуществляться в рублях. Валюту по условиям договора следовало пересчитывать в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на день, предшествовавший дню оплаты. Однако конкретный день оплаты заказа в договоре не был определен. Система расчетов выглядела следующим образом:
20% стоимости оплачивается в течение 5 банковских дней с момента получения российским заказчиком авансового платежа от иностранной компании;
70% стоимости каждой партии изделий оплачивается заказчиком в течение 20 банковских дней после ее отправки иностранной компании;
10% стоимости каждой партии изделий оплачивается заказчиком в течение 30 банковских дней после ее приемки иностранной компанией.
Обязательств по оплате поставленного оборудования российский заказчик не исполнил, в связи с этим исполнитель обратился в суд.
До принятия судебного решения заказчик погасил имевшуюся задолженность, но при этом курс пересчета валюты использовал на момент фактического платежа. И он оказался существенно ниже курса пересчета, если бы свои обязательства заказчик исполнил в соответствии с договором.
Исполнитель скорректировал свои исковые требования и просил взыскать курсовую разницу (разницу курса доллара между установленными сроками платежей и фактически произведенной оплатой). Однако суд отказал в удовлетворении этих требований.
Согласно п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Суд посчитал, что поскольку договор не содержит конкретной даты платежа, то ответчик вправе производить платежи в любой банковский день, предусмотренный договором. А раз так, то курс валют должен применяться на дату фактического платежа.
Кроме этого, суд отметил, что стороны не зафиксировали в договоре курс доллара к рублю для проведения расчетов. По этой причине его изменение согласно ст. 2 ГК РФ является одним из рисков в осуществляемой ими предпринимательской деятельности. Риск увеличения курса доллара к рублю лежит на исполнителе как на получателе платежа.
Таким образом, при заключении договоров, цена в которых номинирована в иностранной валюте, а оплата производится в рублях, в целях уменьшения валютных рисков следует указывать либо фиксированный курс пересчета валют, либо конкретную дату платежа. В рассматриваемом случае достаточно было сформулировать условие об оплате не «в течение 20 дней после отправки…», а, к примеру, «на 20-й день после отправки…». Это позволило бы взыскать курсовую разницу при возникновении спора.
(Постановление ФАС Центрального округа от 21.01.2009 № Ф10-6216/08)