Законодатель наконец решил закрепить в Гражданском кодексе норму о том, кто может выступать финансовым агентом при заключении договора финансирования под уступку денежного требования. Соответствующее дополнение в ст. 825 ГК РФ Госдума одобрила во втором чтении.
Пробел в гражданском законодательстве вскоре будет восполнен. До сих пор у хозяйствующих субъектов возникают вопросы, кто вправе выступать в гражданском обороте в качестве финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования, именуемого также договором факторинга.
В соответствии со ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. При этом в ч. 2 ст. 825 ГК РФ установлено, что указанные договоры могут заключать две основные группы участников – банки (и иные кредитные организации), а также «другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида», то есть специализированные факторинговые организации.
С банками и кредитными организациями все понятно. Они заключают договоры финансирования под уступку денежного требования, представляющие собой банковский продукт, с момента получения лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций, поскольку они относятся к видам сделок, которые кредитные организации вправе совершать в силу Закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
С коммерческими организациями сложнее. В Федеральном законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ничего не сказано о лицензировании деятельности по финансированию под уступку денежного требования. При этом в ст. 10 данного закона предусмотрено, что до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов сохраняется существующий порядок осуществления их деятельности, о котором законодательство молчит.
В результате существует противоречие между ч. 2 ст. 825 ГК РФ и Законом о лицензировании, что порождает противоречивость правоприменительной практики. Известны примеры, когда договор факторинга признавали недействительным ввиду отсутствия у финансового агента (не являющегося банковской или иной кредитной организацией) лицензии (например, Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2003 № КГ-А40/7043-03-П).
Законопроект, принятый Госдумой во втором чтении, меняет формулировку ст. 825 ГК РФ и фиксирует, что в качестве финансового агента договоры факторинга могут заключать коммерческие организации.
Таким образом, с принятием законопроекта пробелы в законодательстве будут устранены и заниматься факторингом смогут все коммерческие организации.