В январском мониторинге социально-экономического развития России МЭР посвятил несколько слов итоговому соотношению между ростом зарплаты и производительности труда в промышленности за минувший год. Эти данные заслуживают нескольких слов дополнительно...
Минэкономразвития сообщает, что за прошлый год почти во всех видах промдеятельности между реальной зарплатой и производительностью разрыв сократился. А произошло это из-за более существенного снижения получки в сравнении с выработкой. «Проштрафились» только предприятия химпрома и производители машин и оборудования, где при сокращении индекса производства разрыв между темпами роста зарплаты и производительностью труда, наоборот, вырос.
Однако, судя по диаграмме, на производство машин и оборудования МЭР грешит зря – там по сравнению с 2007 г. соотношение зарплата/производительность снизилось и даже стало меньше единицы. Возможно, имелись в виду производители транспортных средств и оборудования: у них это соотношение в 2008-м действительно подросло. Но без «капли» составило ровно единицу. Полная гармония!
На вкравшуюся в анализ ошибку указывает и то, что далее производство машин и оборудования МЭР приводит уже в пример за опережающий рост производительности труда в сравнении с ростом заработной платы. Наряду, кстати, с производителями транспорта и оборудования.
Вернемся к «сокращению разрыва». Свои выводы МЭР подкрепляет такими цифрами: если в январе – декабре 2007 г. темпы прироста зарплаты и производительности составляли соответственно 14,2 и 7%, то в 2008-м – 6,9 и 2,8%. Но выходит, что в первом случае прирост зарплаты обогнал производительность в 2 раза, а во втором – в 2,5. Где тут сокращение? Скорее в кризисной концовке прошлого года или производство пересократили, или фонд оплаты не дорезали...