В Баренцевом и Карском морях открыто 20 новых месторождений нефти и газа. Всего же на арктическом шельфе, по оценке геологов, сосредоточено до 25% мировых потенциальных углеводородных запасов. А еще арктический шельф, как утверждают специалисты, щедро напичкан платиной, золотом и алмазами. И для транспортировки этого богатства существует одна дорога – российский Северный морской путь (Севморпуть).
Ключи к воротам Арктики
В Минэкономразвития России озвучили сведения о планируемых объемах добычи углеводородов на арктическом шельфе, пока в основном в Баренцевом море. В восточной части моря можно будет добыть 640–680 млн т условного топлива, на Баренцево-Печорском месторождении – 350–380 млн т условного топлива до 2020 г. Экспорт российской нефти через Арктику к 2014 г. может составить около 18 млн т. В настоящее время объем транспортировки сырой нефти через Арктику составляет не более 600 тыс. т в год. Эти цифры заставляют задуматься о том, готова ли транспортная инфраструктура для вывоза таких объемов.
Речь идет о превращении российского Севморпути в международную магистраль, которая должна составить конкуренцию трассам южных широт и сделать Россию важнейшей транзитной страной.
По мнению некоторых экспертов, в этом ей должна помочь сама природа. Ведь если верить аналитикам Всемирной конференции по глобальному изменению климата, уже через 10–15 лет полярные льды отступят на 100 километров к северу и сделают Северный морской путь судоходным в течение всего года. Впрочем, в вопросе о глобальном потеплении мнения ученых, как водится, расходятся. Потому, если Россия действительно намерена проторить путь «из варяг в янки», ей лучше строить мощные ледоколы.
Для сравнения: путь из Мурманска в Йокогаму через Суэцкий канал составляет 12 840 миль, по Севморпути – всего 5767 миль. Чуткие на конъюнктуру японцы щедро финансируют исследования возможности транспортировки своих ядерных отходов в Англию и Францию по арктическому маршруту.
И вообще экономический интерес к Севморпути в мире огромен. Но сегодня ритмично работает только западная его часть, по которой вывозятся на европейские рынки в основном цветные металлы и углеводороды. Все, что на востоке, – белое безмолвие. Поскольку за последние 15–16 лет финансирование Севера сократилось в разы, на Севморпути не проводится должным образом гидрологическая и ледовая разведка, нет полного метеопрогноза, порты и портопункты пребывают в запустении, многие навигационные знаки просто исчезли. И если в 90-е гг. прошлого столетия по трассе перевозилось 8–9 млн т грузов, то в прошлом году объемы упали до 2 млн т.
Для реанимации восточного плеча Севморпути от Карских Ворот до Берингова пролива, по словам губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, потребуется более 7 млрд долл.
В последние годы Россия повернулась лицом к Севморпути, говорит руководитель Росморречфлота Александр Давыденко, разработана концепция развития трассы, определены и перспективы морских грузоперевозок. На трассе предполагается эксплуатировать около 100 судов ледового класса, в основном танкеров, и 11 линейных ледоколов.
«Россия должна с максимальной выгодой использовать ключ от ворот Арктики, которым является российский Севморпуть, – не устает повторять известный российский полярник, дважды Герой России Артур Чилингаров. – К нам потянутся грузопотоки, если цена за ледокольную проводку судна не будет превышать 8 долл. за 1 милю, а не 35–40, как сейчас. И конечно, при том условии, если мы наведем на Северном морском пути хотя бы относительный порядок».
Лед тронулся?
Президент Дмитрий Медведев провел недавно в Кремле Совет безопасности по вопросу использования Арктики. «Этот регион без преувеличения имеет стратегическое значение для нашей страны, – сказал он. – По тем данным, которыми мы располагаем, около 20% ВВП России и 22% общероссийского экспорта производится в этом регионе. Эти цифры могут вырасти в разы, учитывая, что шельф Арктики содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводорода в мире».
Однако манящая прибылью перспектива освоения Арктики пока разбивается об айсберги нерешенных проблем. Нет, например, прочной нормативно-правовой базы, которая позволила бы России законно хозяйничать в Арктике. Д. Медведев призвал Правительство в срочном порядке доработать и принять закон о южной границе арктической зоны России, а также договор, оформляющий внешние границы континентального шельфа.
«Наша главная задача – превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века. Это наша обязанность, просто наш прямой долг перед потомками», – резюмировал Президент. По итогам заседания «долг» решено оформить в План по реализации госполитики России в Арктике.
На прошедшем в феврале заседании Морской коллегии при Правительстве РФ также обсуждалась ситуация на Севморпути. Председатель коллегии вице-премьер Сергей Иванов прямо заявил, что «в ближайшие годы арктическая зона может превратиться в открытую воду из-за глобального потепления, и иностранные судоходные компании смогут использовать Северный морской путь. И здесь Россия должна отстаивать свои интересы».
На островах надо строить метеостанции, пункты спасения, уточнил он. А министр транспорта Игорь Левитин проинформировал, что будет уделяться внимание и морской инфраструктуре при освоении континентального шельфа. Например, планируется строительство государственного флота, в том числе и спасательных судов.
Скорее всего все это будет осуществляться в рамках Стратегии развития морской деятельности до 2020 г. За основу этот документ уже принят, окончательный вариант намечено утвердить в III квартале 2009 г.