Государство решило вновь вернуться к схеме, когда регулированием производства и оборота алкоголя в стране занимается одно ведомство.
В период с 1993 по 1999 г. регулированием алкогольного рынка в России занималось отдельное ведомство (Государственная инспекция, Федеральная служба России, Государственный комитет РФ по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию). Однако в 1999 г. оно было упразднено Указом Президента РФ от 12.04.99 № 456.
В дальнейшем функции по регулированию алкогольного рынка «разбросали» между четырьмя ведомствами: Минсельхозом, Минфином, ФНС и ФСТ России.
Такое госрегулирование оказалось неэффективным, поэтому государство решило вернуться к схеме, когда регулированием производства и оборота алкоголя в стране занимается одно ведомство. Указом Президента РФ от 31.12.2008 № 1883 была образована Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование) и дано поручение Правительству РФ разработать Положение об этой службе.
Выполняя это поручение, Правительство РФ своим Постановлением от 24.02.2009 № 154 утвердило Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Положением установлено, что Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также осуществляет надзор и контроль в этой сфере.
Росалкогольрегулирование является правопреемником Минсельхоза, Минфина, ФНС и ФСТ России в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений. Новую службу возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2009 № 31-p на эту должность назначен И. Чуян, ранее занимавший пост генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром».
Росалкогольрегулирование наделено правом вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ. В частности, ему поручено в срок до 01.10.2009 внести в Правительство РФ предложения по оптимизации исполнения государственных полномочий в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Росалкогольрегулированию дано право самостоятельно утверждать:
порядок представления и формы уведомлений, подаваемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции (в настоящее время эти вопросы регулируются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 857);
порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также формат и порядок представления таких деклараций в электронном виде (в настоящее время эти вопросы регулируются Приказом Минфина России от 17.03.2006 № 3н и приказами ФНС России от 27.09.2006 № САЭ-3-13/633@ и от 15.08.2006 № ММ-3-07/528@);
минимальные цены на водку и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, а также на этиловый спирт из пищевого сырья (в настоящее время эти цены установлены Письмом Минэкономики России от 03.02.2000 № ИМ-155/7-113);
нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в настоящее время нормы естественной убыли утверждены Приказом Минсельхоза России от 26.06.2008 № 273);
порядок приобретения, учета и уничтожения федеральных специальных марок, а также перечень сведений, наносимых на федеральные специальные марки (в настоящее время эти вопросы регулируются Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 9н и Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 № 785);
порядок направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции в ЕГАИС (сейчас этот порядок утвержден Приказом Минфина России от 13.01.2006 № 4н);
порядок оценки достоверности и форму журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в настоящее время эти вопросы регулируются Приказом Минфина России от 02.11.2006 № 134н и Приказом ФНС России от 17.08.2006 № ММ-3-07/534@);
методику визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции (сейчас эта методика утверждена Приказом Минсельхоза России от 01.02.2006 № 18).
Кроме того, Росалкогольрегулирование имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере регулирования алкогольного рынка; издавать в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты и методические рекомендации; учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации; применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции за нарушение законодательства РФ в сфере регулирования алкогольного рынка.
Также к Росалкогольрегулированию перейдут функции по пломбированию автоматических средств измерения и учета; лицензированию в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выдаче федеральных специальных марок; функции государственного заказчика работ по разработке и модернизации программных средств ЕГАИС; осуществлению государственного контроля за процессом денатурации; контролю за представлением деклараций и фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Однако эти функции перейдут к новой службе не сразу, а в сроки, устанавливаемые отдельными решениями Правительства РФ. Пока же эти вопросы остаются в ведении ФНС России.
Росалкогольрегулирование не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и устанавливать не предусмотренные действующим законодательством функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.
Постановлением от 24.02.2009 № 154 также внесены изменения в отдельные нормативные акты Правительства РФ, отменяющие полномочия Минсельхоза, ФНС и ФСТ России в сфере регулирования алкогольного рынка.
Хочется верить, что, сосредоточив в руках одного ведомства контроль над производством и оборотом алкоголя в стране, государству удастся снизить долю нелегальной алкогольной продукции на российском рынке.