Успех борьбы с экономическим кризисом во многом зависит от изменений в налоговом законодательстве, которые направлены на стимулирование реального сектора экономики. О законодательных инициативах верхней палаты российского парламента, нацеленных на создание благоприятных условий для бизнеса, редакция «ЭЖ» попросила рассказать сенатора Евгения Бушмина.
— Евгений Викторович, скажите, пожалуйста, какие поправки в налоговое законодательство собираются инициировать члены Совета Федерации, чтобы улучшить условия работы отечественных предприятий.
— Прежде всего я бы выделил действия, направленные на решение острейшей проблемы в судоремонтной отрасли, связанной с льготой по налогу на добавленную стоимость.
Все было спокойно с 2006 г. (после того как были приняты изменения в Налоговый кодекс, которые предусматривали введение льготы по НДС для судоремонтных предприятий) до прошлого года. Минфин несколько лет подряд в инструктивных письмах разъяснял судоремонтникам, что они не должны платить НДС при ремонте кораблей на своих базах в портах.
Но в конце 2008 г. Высший Арбитражный Суд по иску налоговой службы принял решение, согласно которому льгота по НДС распространяется только на внеплановые и чрезвычайные ремонты. Налоговые органы на основании решения ВАС насчитали 17 судоремонтным предприятиям недоимки по налогу, штрафы и пени, которые превышают стоимость их активов. По сути, целая отрасль нашей экономики поставлена на грань банкротства в результате ошибок и разногласий в работе различных ветвей власти.
Дело в том, что законодатели, принимая поправки в Налоговый кодекс, имели в виду льготы именно для всех ремонтов судов, а не только внеплановых и чрезвычайных.
Сейчас ряд членов Совета Федерации заканчивают подготовку законопроекта, который подтвердит льготу по НДС для судоремонтников.
— А что вы предполагаете сделать для других отраслей? Ведь вопрос о снижении ставки НДС остро стоит для всех компаний обрабатывающей промышленности…
— Еще 2 года назад в интервью вашей газете я высказал мнение, что ставку НДС можно снизить до 10% и бюджет спокойно выдержит такое решение. Тогда сокращение налога позволило бы оставить у бизнеса значительные суммы денег, которые за это время успели бы воплотиться в инвестиционные проекты. Предприятия уже бы выпускали отечественные товары, которые бы очень нам пригодились сейчас, в условиях кризиса, для замещения импорта, который становится все дороже.
Но время было упущено. Сейчас же снижать ставку НДС на фоне резкого сокращения доходов бюджета считаю нереальным.
— Намерены ли сенаторы предпринять шаги, нацеленные на облегчение жизни малым предприятиям?
— Мы считаем, что малый бизнес способен в условиях кризиса «приютить» большое количество людей, потерявших работу на крупных предприятиях и госслужбе. Для этого мы собираемся выйти с законодательной инициативой, предусматривающей увеличение порога численности работающих граждан, позволяющего отнести фирму к категории малых предприятий. Это даст возможность воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Ориентировочно речь идет об увеличении показателя численности до 150 человек.
Кроме того, мы собираемся в ближайшее время выйти с законодательной инициативой, предполагающей возможность для малых предприятий использовать кассовые аппараты без фискальной памяти.